Цель обысков у журналистов «Проекта» — «получение сведений, имеющих доказательное значение» по делу о клевете, заведенному после фильма о петербургском бизнесмене 2017 года, заявило МВД. Сами журналисты назвали это дело только поводом для обысков
Петербургское управление МВД официально подтвердило проведение обысков у журналистов «Проекта» по делу о клевете. В сообщении управления МВД говорится, что цель обысков — «получение сведений, имеющих доказательственное значение по уголовному делу». Дело возбуждено по части 5 статьи 128.1 Уголовного кодекса («Клевета»), отметило министерство.
«Данное уголовное дело было возбуждено по заявлению гражданина о демонстрации в эфире телеканала «Дождь» фильма, который содержал заведомо ложную информацию, порочащую его честь и достоинство. Установлено, что авторами фильма являются Роман Баданин и Мария Жолобова», — отметило министерство.
«Проект» утром 29 июня сообщил, что с обысками пришли к его главному редактору Роману Баданину и корреспонденту Марии Жолобовой. Позднее возле дома Жолобовой задержали заместителя главного редактора «Проекта» Михаила Рубина, дома у которого и у его родителей также устроили обыски.
Главный редактор «Проекта» стал подозреваемым по делу о клевете
Жолобову увезли на допрос, она в статусе свидетеля, сообщил корреспондент Forbes с места событий. «Проект» отметил, что у Баданина и адвоката взяли подписку о неразглашении. В ходе обысков у Баданина изъяли два ноутбука, у Жолобовой — ноутбуки, мобильные телефоны, флешки, сим-карты. Рубин также сообщил Forbes, что у него изъяли телефон и планшеты, но его статус в деле не сообщили.
«Проект» еще утром заявил, что обыски у Баданина и Жолобовой проводятся по делу о клевете, которое было заведено в 2017 году. Оно появилось после выхода на «Дожде» документального фильма Баданина и Жолобовой о петербургском предпринимателе Илье Трабере. Сама Жолобова, в свою очередь, связала обыски с новым расследованием «Проекта», которое посвящено министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву.
Рубин, который не был в числе авторов фильма о Трабере, также утверждает, что само дело о клевете — это только повод для обысков. «Материал про Трабера вышел 4 года назад. Именно сегодня, когда вышел материал про Колокольцева, выяснилось, что дело это не требует отлагательств, как написано в протоколах, которые я видел», — сказал журналист.
Илья Трабер стал совладельцем «Мосхозторга»
Илья Трабер в 1990-х был крупным игроком на рынке торговли антиквариатом в Петербурге, вместе с бизнесменом Дмитрием Скигиным контролировал ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» — оператора нефтеэкспортного терминала в порту Санкт-Петербурга. В документальном фильме «Дождя» Трабера назвали «единственным из живых авторитетов, знакомство с которым признавал Владимир Путин» (Трабер фигурировал в деле «русской мафии» в Испании, прокуратура связывала его с лидерами тамбовской ОПГ, но Трабер был оправдан). В качестве доказательства авторы фильма привели цитату пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, который говорил «Новой газете», что Трабер и Скигин в ходе работы над проектом нефтеналивного терминала «неоднократно официально обращались к руководству мэрии Санкт-Петербурга», где тогда работал Путин.
Песков во вторник заявил, что не видит в действиях силовиков мотива мести по отношению к журналистам, занимающимся расследованиями.