WSJ узнала о требованиях Ryanair установить личности сошедших в Минске пассажиров
Гендиректор авиакомпании Ryanair Майкл О'Лири в письме департаменту авиации Белоруссии назвал инцидент с самолетом, следовавшим из Афин в Вильнюс, «преднамеренным угоном». Он также призвал власти страны идентифицировать трех пассажиров, которых компания связывает с КГБ
Генеральный директор авиакомпании Ryanair Майкл О'Лири в начале недели направил письмо директору департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Белоруссии Артему Сикорскому. В нем он отверг представленную властями страны версию экстренной посадки самолета компании в Минске в воскресенье и призвал их установить личности трех пассажиров, которые сошли с рейса в столице Белоруссии и могут быть агентами КГБ. Об этом сообщает The Wall Street Journal.
В письме, которое изучила WSJ, глава Ryanair описал воскресный инцидент как «преднамеренный угон» самолета, а действия, связанные с посадкой, назвал незаконными и предосудительными. О'Лири заявил в своем письме, что белорусские власти сделали ложные и неточные заявления о том, что произошло, а сотрудников Минского аэропорта охарактеризовал как «обструкционистов». Он призвал власти Белоруссии освободить арестованного бывшего главного редактора Nexta Романа Протасевича и его спутницу и установить личности трех других пассажиров, которые сошли с рейса, следовавшего из Афин в Вильнюс, в Минске. Гендиректор авиакомпании написал, что Ryanair считает их сотрудниками госбезопасности, которые «действовали по указанию вашего правительства, чтобы организовать незаконный захват нашего самолета».
Лукашенко потребовал от Запада компенсации за инцидент с рейсом Ryanair
В своем письме О'Лири отметил, что пилоту не оставалось ничего другого, как отклониться от маршрута полета и приземлиться в Минске на основании информации, предоставленной местным диспетчером воздушного движения, который поддерживал связь с самолетом, когда тот находился в воздушном пространстве Белоруссии. В письме утверждается, что диспетчеры отказались связаться с Ryanair по просьбе командира воздушного судна после того, как он был предупрежден об угрозе взрыва. Однако белорусские власти заявляли, что авиационные чиновники страны пытались связаться с центральным операционным управлением авиакомпании.
Гендиректор Ryanair пожаловался в письме на обращение с пассажирами и экипажем в Минске и отметил, что наземный персонал мешал самолету быстро продолжить полет. После приземления экипаж и пассажиры сопровождались вооруженными охранниками, а затем их задержали «более чем на 6 часов без объяснения причин». Аэропорт не смог предоставить переводчика на английский язык, и экипаж не мог общаться с персоналом аэропорта до тех пор, пока Ryanair не предоставила переводчика на русский язык по телефону. Собаки-ищейки использовались для досмотра багажа пассажиров, но багаж не подвергался стандартной процедуре рентгеновского облучения перед тем, как его поместили обратно в самолет, заявил О'Лири в письме. Он сообщил, что сотрудники аэропорта отказались заправлять самолет, а затем отказались принимать оплату топлива кредитной картой. Позже персонал отказался разрешить пассажирам сесть в самолет, когда он был готов к взлету.
Почтовый сервис ProtonMail назвал время отправки письма о бомбе в самолете Ryanair
23 мая лайнер Ryanair, летевший из Афин в Вильнюс, совершил незапланированную посадку в Минске. Двое его пассажиров — экс-главред Nexta Роман Протасевич и его девушка, россиянка София Сапега — были задержаны белорусскими силовиками. Президент Белоруссии Александр Лукашенко ранее заявил, что сигнал о минировании судна Ryanair поступил из Швейцарии и был направлен одновременно в аэропорты Минска, Вильнюса и Афин. Власти Швейцарии позднее заявили, что ничего не знали о минировании самолета и не отправляли в Белоруссию сообщения на эту тему. Управление гражданской авиации Греции также сообщило, что не получало сообщений о бомбе в самолете Ryanair, а перед вылетом судно и пассажиры прошли все надлежащие проверки. Директор департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Белоруссии Артем Сикорский сообщил, что сотрудники аэропорта получили сообщение на английском языке с почтового ящика на ProtonMail. По его словам, письмо было подписано «солдатами ХАМАСа». Авторы письма якобы сообщали о бомбе и требовали, чтобы Израиль прекратил огонь в секторе Газа, а Евросоюз отказался от поддержки Израиля в военном конфликте. ХАМАС причастность к произошедшему отрицает.
Бесполетная зона: какие авиасанкции грозят Белоруссии
Daily Beast и центр «Досье» выяснили, что минский аэропорт получил письмо с угрозой взрыва борта Ryanair уже после того, как власти рассказали о минировании экипажу. По данным журналистов и расследователей, письмо было отправлено через 27 минут после того, как самолет вошел в воздушное пространство Белоруссии, и через 24 минуты после того, как Управление воздушным движением в Минске проинформировало пилотов об угрозе. Электронное письмо о бомбе в самолете Ryanair, которое пришло на почту минского аэропорта, было отправлено уже после того, как судно перенаправили в сторону Белоруссии, заявила Reuters швейцарская компания Proton Technologies AG, чьим почтовым сервисом пользовались отправители.
«Он был очень грустным»: пассажиры борта Ryanair рассказали о задержании экс-главреда Nexta
Европейский Союз и США назвали инцидент с бортом Ryanair возмутительным актом. ЕС призвал своих перевозчиков не летать над Белоруссией, а Белоруссия заявила, что действовала ответственно и в соответствии с международными протоколами по борьбе с угрозой взрыва. 27 мая министры иностранных дел стран G7 и глава внешнеполитического ведомства Евросоюза назвали произошедшее «серьезной атакой на правила, регулирующие гражданскую авиацию», и призвали Международную организацию гражданской авиации ООН расследовать инцидент, а та подтвердила, что готова провести расследование.