Спорная посадка: каким может быть международное расследование инцидента с рейсом Ryanair
При разрешении споров в сфере гражданской авиации предпочтение отдается переговорам и примирению, а не судебным разбирательствам. Чикагская конвенция 1944 года, создавшая Международную организацию гражданской авиации (ICAO), не только заложила основы развития безопасных международных перелетов, но и предусмотрела способы разрешения споров между государствами. В случае экстренной посадки Ryanair в Минске вопрос может быть в том, нарушила ли Белоруссия статью 3bis Чикагской конвенции, запрещающую ставить под угрозу жизнь пассажиров при принуждении гражданского самолета к посадке (статья была введена в конвенцию после того, как советские военные сбили южнокорейский Boeing 747 в 1983 году). Диспетчеры сообщили пилоту информацию о бомбе на борту, которая оказалась ложной. Действия как диспетчеров, так и властей Белоруссии вызывают обоснованные сомнения, тем более что за посадкой последовал арест оппозиционного белорусского активиста Романа Протасевича и гражданки России Софии Сапеги.
Бесполетная зона: какие авиасанкции грозят Белоруссии
Переговоры с нарушителем
Подобных ситуаций ранее не случалось. Те, кто вспоминает о посадке самолета президента Боливии Эво Моралеса в Вене в 2013 году, упускают, что тогда самолету потребовалась дозаправка из-за действительно вынужденного изменения маршрута. Ближе к минскому эпизоду история, случившаяся в Иране в 2010 году, — там вынудили к посадке самолет одной из авиакомпаний Киргизии, летевший из Дубая в Бишкек, ради ареста двух подозреваемых в терроризме пассажиров. Однако иранские власти и диспетчеры не сообщали пилотам неубедительной или ложной информации о бомбе. Ни один из этих эпизодов не может служить обоснованием правомерности или неправомерности действий белорусских властей, которые должны оцениваться в первую очередь на основании договорных норм.
При наличии спора одно из государств-участников Чикагской конвенции должно хотя бы попытаться начать переговоры с другим. Если это не приведет к устраивающему всех результату, спор может быть передан на разрешение Совета ICAO, состоящего из 36 представителей государств. Полномочия совета, однако, ограничены: он может отменять лицензии на международные полеты для частных компаний-нарушителей и приостанавливать право голоса государств-нарушителей на Ассамблее ICAO, ничего более. Решение совета может быть обжаловано или в третейском суде, или в Международном суде ООН, находящемся в Гааге и рассматривающем только споры между государствами.
При всем разнообразии инцидентов с самолетами за почти 80 лет существования организации было лишь семь попыток государств обратиться к совету за разрешением споров, и большинство дел касалось как раз закрытия воздушного пространства. Дважды спорили Индия и Пакистан о закрытии индийского неба для пакистанских самолетов. Великобритания оспаривала закрытие Испанией воздушного пространства вокруг Гибралтара, на который претендуют эти две страны, а Куба — действия США, запретивших полеты кубинской авиакомпании в Канаду. Сейчас Катар оспаривает два запрета на полеты над сопредельными странами Аравийского полуострова. Европейские страны потребовали специального заседания совета по поводу случившегося с рейсом Ryanair. Ирония ситуации в том, что и Белоруссия может пожаловаться в ICAO на запрет полетов «Белавиа» в страны ЕС. Но вряд ли организация примет какое-либо решение по минскому инциденту.
Пожизненный пират: почему Лукашенко пошел на спецоперацию с самолетом
Цена расследования
До сих пор все споры заканчивались не решением совета, а переговорами или примирением под руководством его председателя. Соответственно, не было и апелляций в третейские суды и Международный суд. Хотя Чикагская конвенция дает Совету ICAO полномочия по расследованию инцидентов (такое расследование было проведено по сбитому СССР Boeing 747), основная ответственность все же лежит на государствах. Здесь есть место для сложных переговоров и даже сделок. Суд над соучастниками теракта над шотландским городом Локерби, где в 1988 году взорвался лайнер компании Pan American и погибли 270 человек, прошел в Нидерландах, так как Ливия отказывалась выдавать подозреваемых Великобритании. Страны, чьи граждане погибли в сбитом в 2014 году малайзийском Boeing 777, а также Украина, над территорией которой самолет был сбит, заключили специальный международный договор, делегировав права на уголовное преследование и судебное разбирательство Нидерландам. Действуя от имени всех жертв, Нидерланды обратились и с межгосударственной жалобой против России в Европейский суд по правам человека, утверждая, что именно российские власти несут ответственность за сбитый пассажирский самолет.
Однако эти примеры касаются гибели людей в воздухе: в таких случаях расследования могут продолжаться годами и пострадавшие страны готовы добиваться результата. В случае с посадкой рейса Ryanair у недовольных действиями белорусских властей таких мощных стимулов нет, хотя давление на Минск, конечно, будет оказываться. Чем закончится спор об условиях полетов в белорусском небе — сказать трудно, но одно можно утверждать уже сейчас: на судьбу заключенных в СИЗО Романа Протасевича и Софии Сапеги его ход, к сожалению, вряд ли повлияет.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
Конфликты в небе: запрет полетов как средство внешней политики
Конфликты в небе: запрет полетов как средство внешней политики