Больше всего от экономических последствий пандемии пострадали россияне предпенсионного возраста, показал опрос Boston Consulting Group. Почти половина из них заявила о желании переквалифицироваться
Негативные экономические последствия пандемии больше всего ощутили на себе россияне в возрасте 51-60 лет, говорится в совместном исследовании компаний Boston Consulting Group и The Network при участии портала hh.ru.
По данным исследования, 35% жителей России в этом возрасте сообщили об увольнении или сокращении рабочего времени. Это наибольший показатель среди всех возрастных групп, участвовавших в опросе.
Почти половина (47%) респондентов предпенсионного возраста заявили, что хотят пройти переквалификацию. В меньшей степени к смене профессии готовы только люди старше 61. В целом по России о намерении сменить профессию рассказали 56% опрошенных, но 41% участников опроса готовы на переквалификацию только в случае необходимости. По всему миру доля людей, готовых сменить профессию, после пандемии достигла 68%.
Как правило, люди, готовые пройти переквалификацию, работают в сфере услуг, работе с клиентами или продажах, отмечают исследователи со ссылкой на опрос. Менее уязвимыми к кризису себя после пандемии ощущают специалисты в отраслях здравоохранения и медицины, социального обеспечения, науки, а в России также маркетинга и коммуникаций, говорится в исследовании. Они выразили меньшую заинтересованность в смене карьеры, чем представители профессий, более страдающих от коронавируса или автоматизации.
Риск и аврал. Как топ-менеджеру крупной компании выжить в стартапе
Во время кризиса из-за пандемии лишись работы или вынужденно стали работать меньше около трети людей по всему миру, в России об этом сообщили 28% опрошенных. Специалисты почти в каждой отрасли начали беспокоиться, что могут лишиться работы из-за развития технологий, и их опасения только усилились на фоне экономической неопределенности из-за пандемии, сообщили авторы исследования. По данным опроса, за время пандемии опасения в связи с автоматизацией усилились у 41% респондентов во всем мире, и у 31,5% участников исследования из России. Прежде всего, рост обеспокоенности наблюдается среди специалистов финансовых учреждений, а также страховых или телекоммуникационных компаний.
Первое место в списке потенциальных карьерных путей занимают цифровые и информационные технологии. О готовности переквалифицироваться для работы в цифровой сфере заявили больше 20% респондентов по всему миру, работающих в креативной сфере или сфере искусства, медиа и консалтинга. Офисные и управленческие должности также вошли в число самых привлекательных направлений для смены карьеры. В России из креативной сферы и сферы искусства в IT желают перейти 24%, а из научно-исследовательской — 48%. Также в России существует гораздо больший, чем в других странах, интерес к переквалификации для административной и секретарской работы, управления персоналом и работы в сфере искусства.
«Готовность к переобучению даже в таких сферах, где требуется максимально проинвестировать в профессию, — медицине, науке, искусстве — выражает 41% респондентов из России. Больше всех хотели бы изменить свою карьеру те, кто по роду деятельности должен работать с клиентами (71%)», — сообщил председатель BCG в России и СНГ Владислав Бутенко.
Страхи и сомнения: кто и почему сильнее переживает при смене места работы
Уровень готовности к переобучению в России несколько отстает от мирового в связи с тем, что первая волна пандемии спровоцировала кризис на рынке труда в отдельных секторах экономики, и люди, попавшие под сокращение, смогли найти временную работу в других сферах, пояснила руководитель Службы исследований hh.ru Мария Игнатова.
«Лишь 14% опрошенных работников в РФ ни разу не занимались повышением своей квалификации. Основной причиной того, что российские работники не прибегают к повышению квалификации, является нехватка денег (53%), на втором месте — нехватка времени (35%). Не видят в этом необходимости лишь 15% соискателей», — уточнила Игнатова, добавив, что 54% респондентов, которые хотят сменить профессию использовали бы для этого офлайн-курсы, 46% — онлайн-курсы, 41% — групповые тренинги.
В опросе приняли участие 209 000 человек из 190 стран, в том числе около 17 000 россиян.