Правительство решило получить ДНК россиян под административным арестом
Россиянам под административным арестом, возможно, придется проходить геномную регистрацию — передавать силовикам свои биоданные с ДНК. Законопроект об этом внесло в Госдуму правительство. Правозащитники указывают на противоречия с существующими законами и угрозу бесконтрольного доступа к данным
Правительство внесло в Госдуму законопроект, который расширяет круг людей, обязанных передать силовикам свои биометрические данные, содержащие ДНК. Документ появился на сайте нижней палаты парламента. Новые правила в случае принятия закона вступят в силу с января 2023 года.
Законопроект предлагает ввести обязательную государственную геномную регистрацию для ряда новых категорий. Это люди, осужденные и приговоренные к лишению свободы, помещенные под административный арест, а также обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений. Сейчас круг обязанных сдавать биометрию более скромный — это осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также за любые преступления против половой неприкосновенности. В базу попадают также генетические данные неустановленных лиц и неопознанных тел, изъятые в ходе следствия.
Законопроект определяет геномную информацию как биометрические персональные данные, включающие закодированную информацию о фрагментах ДНК человека. Авторы законопроекта уверяют, что получение геномной информации и развитие на ее основе поисковых алгоритмов — одно из наиболее перспективных направлений раскрытия и расследования преступлений. В пояснительной записке говорится, что за шесть месяцев 2020 года 70,2% назначенных исследований ДНК помогли выявить и раскрыть преступления, в основном тяжкие и особо тяжкие (49 800 исследований из 70 900).
Почему забуксовал проект по оцифровке россиян и при чем тут ФСБ и Греф
Зарубежный опыт показывает, что базы данных ДНК эффективно работают, когда в них есть геномная информация не менее 1% от общего населения страны, пишут авторы документа. В российской федеральной базе на 1 января 2020 года были данные 0,6% населения (965 315 «объектов учета»), говорится в пояснительной записке. Принятие законопроекта позволит только за ближайшие три года увеличить массив данных до 5,2 млн — более чем в пять раз, до 3,5% населения страны, указано в пояснительной записке. В первый год прирост составит больше 945 000 лиц, а в следующие два года — не меньше 1,8 млн человек ежегодно. При этом расходы федерального бюджета вырастут с текущих 3,95 млрд рублей еще на 3,71 млрд рублей в 2021-2022 годах.
Законопроект направили в комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции. Член этого комитета Анатолий Выборный заявил «Коммерсанту», что документ «получит точно положительное разрешение со стороны законодателей» и в ближайшее время станет законом. По словам Выборного, в Великобритании база ДНК «достаточно серьезная» и позволяет раскрывать больше 2000 преступлений.
Добровольное принуждение: зачем банкам биометрия
Основной закон о государственной геномной регистрации Госдума приняла в 2008 году. Уже тогда он вызывал многочисленные споры среди правозащитников, напоминает «Коммерсантъ». Административный арест, согласно Кодексу об административных правонарушениях (КоАП), применяется за 27 видов правонарушений — например, за организацию и участие в несанкционированных митингах, злостное нарушение ПДД или появление в нетрезвом виде в общественных местах. Законопроект противоречит существующим законам: лица под административным арестом не являются подозреваемыми или обвиняемыми, заявил «Коммерсанту» адвокат правозащитной организации «Апология протеста» Мансур Гильманов. Он полагает, что так власти могут «заложить возможность применения насилия» к людям под административным арестом, не желающим сдавать биометрию.
Бесполезные технологии: готовы ли российские банки к работе с биометрией?
Адвокат «Правозащиты Открытки» Алена Борисова пояснила газете, что изъятие и хранение биоматериала определенного круга лиц без их согласия для расследования преступлений допускается международными документами. Она подчеркнула, что ДНК позволяет выявить важные для личной безопасности обстоятельства, как генетические предрасположенности и аллергические реакции. Поэтому важно предотвратить бесконтрольный доступ к базе биоданных, но про это в законопроекте не говорится, добавила Борисова.