«Яндекс» начал публиковать статистику запросов о потере обоняния — одном из главных симптомов коронавируса. Компания утверждает, что связь между поиском и реальным числом заражений «очень опосредованная». Но аналитики писали, что именно статистика поисковика позволяет оценить реальную динамику и географию COVID-19
«Яндекс» с 1 ноября начал публиковать данные о динамике поисковых запросов пользователей про потерю обоняния — один из специфических и распространенных симптомов коронавируса. Об этом говорится в сообщении компании, поступившем в Forbes.
Данные о запросах появились на специальной странице «Яндекса» — «Коронавирус: статистика». Графики показывают, как менялось число запросов про потерю обоняния (например, «не чувствую запахи причины») на миллионов запросов к «Яндексу» в целом. На том же графике — динамика ежедневного прироста новых зараженных коронавирусом в России на 1 млн населения. Оба показателя приводятся в усреднении за пять дней, есть статистика по всей России и отдельно по Москве.
«Яндекс» отметил, что связь между частотностью запросов и выявленном числе новых зараженных «очень опосредованная». Компания пишет, что на поведение пользователей влияют много внешних факторов: слухи и новости могут стимулировать рост числа запросов, но вместе с тем распространение информации о симптомах снижает спрос на информацию из интернета. Поэтому «Яндекс» призвал судить по запросам о числе заболевших или о динамике распространения вируса «с большой осторожностью».
Счетная палата спрогнозировала резкое торможение экономики в 2021 году при повторном карантине
Новые данные «Яндекс» представил спустя два дня после публикации в VTimes аналитика, сооснователя исследовательского агентства Data Insight Бориса Овчинникова. Он написал, что поисковая статистика со словом «обоняние» позволяет с хорошей точностью оценивать динамику и географию распространения коронавируса в России при том, что «качество официальной российской статистики, описывающей эпидемию коронавируса, вызывает очень много вопросов».
По словам Овчинникова, исследователи заметили «устойчивую связь между силой и динамикой эпидемии, с одной стороны, и количеством и динамикой поисковых запросов про симптомы и лечение – с другой стороны». Например, майский пик запросов про потерю обоняния в «Яндексе» точно совпал по времени с весенним пиком заболеваемости в Москве, затем число запросов стало снижаться, а с конца августа — вновь расти, причем с каждой неделей все быстрее, сообщил аналитик. За неделю 12-18 октября «Яндекс» обработал 427 000 запросов со словом «обоняние» — это более чем в три раза выше, чем на пике в мае, добавил Овчинников. Доля запросов про обоняние ко всем запросам «Яндексу» выросла за это время с 0,004% до 0,019% (в 4,75 раза). Овчинников предположил, что пропорционально выросло и реальное число болеющих с симптомами, хотя по официальной статистике рост в два раза меньше.
По официальным данным оперативного штаба, 1 ноября в России установлен новый рекорд по числу выявленных за сутки зараженных коронавирусом — 18 665 человек. Третий день подряд это число больше 18 000. Смертность с начала эпидемии, по данным оперативного штаба, превысила 28 000 человек.