Минтранс допустил появление бесплатного общественного транспорта
Проезд в общественном транспорте в России можно будет сделать бесплатным к 2035 году, считает Минтранс. Компенсировать затраты он предлагает за счет платного проезда по большинству дорог на личных машинах, в том числе в крупных городах
Общественный транспорт в России к 2035 году может стать бесплатным, следует из обновленного проекта транспортной стратегии Минтранса, узнал РБК. Министерство на запрос РБК не ответило.
Бесплатный проезд в общественном транспорте может появиться при условии внедрения механизма «пользователь платит», указывает РБК. Минтранс предлагает с 2025 года взимать плату за проезд по дорогам регионального значения, в к 2035 году — со «всех категорий пользователей дорог», в которую входит и дорожная сеть городских агломераций.
Повсеместные платные дороги позволят финансировать транспортную инфраструктуру и регулировать ее использование, рассчитывает Минтранс. Он надеется так убедить людей в крупных городах пользоваться общественным, а не личным транспортом, а также велосипедами и самокатами. В районах массовой застройки предлагается развивать внеуличный транспорт — например, метро и трамвай.
Заново изобрели: как выбрать электровелосипед и зачем он нужен
Пока что тенденция обратная: россияне отказываются от общественного транспорта в пользу личного, в том числе из-за «кардинального улучшения дорожных условий, особенно в европейской части страны», писал Минтранс. Но в Москве за счет «удобного общественного транспорта» и «парковочной политики» помогли вернуть часть пассажиров в городскую транспортную систему, отметило министерство. Важной ее частью стал тоже автомобиль, но общественный — каршеринг: число перевезенных им пассажиров превысило 47 млн человек, пишет РБК.
Предыдущую версию новой стратегии правительство весной поручило доработать. В том варианте документа не было положений про бесплатный общественный транспорт и платные дороги, отметил источник РБК, близкий к правительству.
Бесплатный проезд в общественном транспорте в последние годы вводили Эстония и Люксембург. Платный въезд в центр города есть, например, в Лондоне. Но в России бесплатный проезд в общественном транспорте сомнителен, считает гендиректор «ВТБ-лизинга» Дмитрий Ивантер. По его словам, даже сейчас продажа билетов не окупает работу транспорта и он субсидируется из бюджета. Такая практика возможна только в некоторых городах-миллионниках с развитой транспортной отраслью — в Москве и Санкт-Петербурге, считает руководитель группы оценки рисков устойчивого развития кредитного рейтингового агентства АКРА Максим Худалов. Он полагает, что предложение может получить общественную поддержку из-за ярко выраженной социальной направленности. Взимать плату за проезд по дорогам можно уже сейчас, но при наличии альтернативной бесплатной дороги, говорит юрист фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. По его словам, обойти ограничение можно за счет уплаты стоимости проезда в рамках дорожного налога или разового платежа в определенный срок или при въезде.