«Я не трус и не боюсь»: Лукашенко рассказал о выходе с автоматом, «буржуйчиках» и «непуганых» белорусах
Про внешние причины протестов
И мы, и россияне знаем, кто управляет [протестами] и откуда: американцы из центра под Варшавой через Telegram-каналы известные. Второй центр — это Чехия. Ну а потом уже Литва и, к сожалению, на Украине создают там опорные пункты для того, чтобы влиять на Беларусь. Западу больше нужна Россия, а не Беларусь, которую рассматривают лишь в качестве трамплина. Поэтому руководство России прекрасно понимает, что нельзя, как Украину, положить Беларусь под Америку. Потому что санитарный кордон — 1000 км. И этот санитарный кордон — прибалтийские республики, Беларусь, Украина. Отделяем от России. Кто его разрушил? Первый избранный президент Беларуси. Вот в чем ненависть американцев ко мне.
Про внутренние причины протестов
Внутренние предпосылки для протестов есть, но их мало. Классических причин для революций нет. Экономика худо-бедно работает. В этом году прекрасный урожай. Причины недовольства — личные. Наверное, я все-таки пересидел. Я это в предвыборную кампанию говорил: утюг включил — Лукашенко, чайник электрический включил — Лукашенко, телевизор включил — Лукашенко. Наверное, какой-то части людей чуть-чуть надоело.
«Там точно будет новый президент»: как участники списка Forbes реагируют на события в Белоруссии
У нас появились буржуйчики, богатые люди, у нас появились айтишники, которых я создал вот этими ручищами, им предоставив условия такие, какие нигде не могут предоставить лучше. Эти категории появились, неплохо живут. И что им захотелось? А им захотелось власти. А то, что я говорю, «пересидел». Я это чувствую, многие так говорят. Вы бы от президента Лукашенко, как избиратель, отказались по каким причинам? Человек опытный, здоровый, еще может работать, мозги на месте. Да, над тобой, наверное, довлело бы то, что ну сколько можно, четверть века. А потом бы ты голову взял в руки. А молодежь ведь не может этого оценить. Им в голову вкинули: «сколько можно, Саша 3%».
Очень обидно [что люди не ценят, как было и как стало]. Как говорят, особенно украинцы, белорусы еще непуганые. Но я должен защитить то, что создано нашими руками, защитить тех людей, которые это создавали, и подавляющее большинство, которые за меня проголосовали. Может быть, где-то и надоело, но они меня поддержали. Я был разочарован, переживал. Я сам себя пытаюсь успокаивать, но как ты себя успокоишь, если это твой ребенок? Которого ты вырастил, вынянчил, для которого ты был батькой.
Про роль Telegram-каналов
Интернет и Telegram-каналы в значительной степени воздействуют на общество, но иногда негативно. Многие события в Беларуси после выборов произошли в том числе под воздействием некоторых Telegram-каналов: не надо это преувеличивать, но и преуменьшать не надо. Некоторые вещи пришли к нам настолько неожиданно. А как можно ожидать, что через интернет, Telegram-каналы так глубоко залезут в мозги, в головы людей? Люди очумели. Некоторые люди просто очумевшие. Молодежи задурили мозги.
У вас есть возможность блокировать Telegram-каналы? Ни у кого нет, даже у американцев. Это они затеяли, они это начинали, и притом давно, не Россия, не Беларусь. Даже если интернет сегодня убрать, Telegram-каналы эти из Польши будут работать. Если вы думаете, что богатая Россия с этим справится, ошибаетесь. Я Путина предупредил: этому противостоять нельзя. У вас тоже скоро определенные политические события. А может быть и на ровном месте. Если сегодня Беларусь рухнет, следующей будет Россия».
Про жесткое подавление акций
Я вынужден взвешивать. Да, и переборы были. Надо эту страницу перевернуть. И вернуться, когда страсти улягутся. Вы не думайте, что мы каменные. Мы сделали выводы. Сказать «лес рубят — щепки летят» — очень грубо. Я нигде [так] не говорю. Но по жизни всегда так бывает, что когда идет вот эта большая драка... Но то, что спасли республику, спасли страну, спасли стабильность — я так думаю. Да, не без издержек. Расслабляться рано, и вы [Россия] не расслабляйтесь. Это — начало. Американцы играют вдолгую.
Белорусское зеркало: почему события в Минске вызвали острую реакцию в России
Задача ОМОНа — стабилизировать обстановку и удержать страну. Они нарушили закон? Нет. Единственное, что мне не нравилось в этом, — лежачего не бьют. Когда я увидел кадры… Я с ними [силовиками] встречался и в открытую по-мужски говорил: ребята, я это не приветствую, лежачего не бьют. ОМОН спас нас от блицкрига. У них [протестующих] была задача 9-10 августа двинуться на правительственные учреждения, задавить, захватить. На Окрестина попало очень много урков [бывших заключенных]. И вот когда они [урки] пьяные и прокуренные ринулись на этих ребят [ОМОН] — те ответили. Урков было 60%. И многим перепало. Но омоновцев не было на Окрестина. А теперь мы видим, что некоторым девчонкам попы красили синей краской. Было разное, но на сегодня синяков нет. А некоторые омоновцы до сих пор лежат в госпитале.
Про перехваченный разговор «Варшавы и Берлина»
Как бы вы там ни хихикали над этим, это реальный разговор. Запись была разрушена, но мы все восстановили до миллиметра. Передали директору ФСБ Александру Бортникову. Поэтому вы не шутите с этим. У нас куча такой информации. Ничего, вы скоро убедитесь, что это были цветочки. Нам скоро ягодки подкинут. Не только мне — нам. Я многое знаю, но я ничего вам больше говорить не буду. Однозначно разговаривают там [на записи] американцы.
Про появление с автоматом
Накануне протестов в Telegram-каналах стали появляться сообщения: «Президент в Ростове», «Президент бежал», «Президент трус» и подобные. Я показал, что я не трус и я не боюсь. Они [протестующие] тогда впервые ринулись сюда, ко Дворцу Независимости. Он был защищен как следует, но я подумал, что должен посмотреть, что там творится. Я сажусь в вертолет, но они же, сволочи, американцы же ведут, они же из космоса видят все, и они в свой центр под Варшавой дали сигнал, что президентский вертолет поднялся. И вот как только президентский вертолет поднялся — они побежали. Они начали расходиться.
Мария Колесникова порвала паспорт при пересечении границы с Украиной
Я показал, что мои дети здесь, что моя страна здесь, и я ее буду защищать, чего бы мне это ни стоило. Хотя меня там за руки, за ноги, и вот пресс-секретарь там бежала сзади, держали, чтобы я не выходил, потому что, а вдруг там снайпер, а вдруг что и прочее. Нет, я должен был выйти и поблагодарить правоохранителей. Я никуда не бежал и бежать не собираюсь, и дети мои тоже никуда не побегут.
Про свое будущее
Я не исключаю досрочных выборов после изменения Конституции. По срокам не говорю. Надо принять Конституцию, провести выборы местных органов власти. Некоторые представители отдельных политических партий в основном сходятся на том, что надо перераспределить полномочия между органами власти. Надо. Но при этом надо помнить: и Россия, и Беларусь (пример тому Украина) — это славянские государства, где нужен крепкий лидер, который будет обладать определенными полномочиями. В этом его сила. Но, наверное, не такими полномочиями, которыми обладает белорусский президент.
Про задержание 33 «бойцов ЧВК»
Доложили о пересечении белорусско-российской границы группой из 33 человек, а у нас острый период [избирательной кампании]. Порядок у нас в стране железный, правоохранительные органы, служба безопасности работают прилично. Поначалу наблюдали: а вдруг террористы? Были основания предполагать, что они могут представлять опасность, тем более действовали подозрительно. Исходя из комплекса причин, решили задержать 33 человека.
«У нас несколько авторитарная система»: Лукашенко рассказал о подготовке обновленной конституции
Информация поступала разная: якобы они входят в ЧВК «Вагнер», якобы их направил через Минск в Венесуэлу глава «Роснефти» Игорь Сечин для охраны месторождений... Я думаю, ну если это Игоря люди, мы же с ним в блестящих отношениях. Ну он бы сам мне позвонил бы, об этом сказал. Я бы не просто их отпустил, я бы помог. И тут я информацию от Сечина получаю: «Да никаких там моих нет, передайте Александру Григорьевичу, я никогда ни в какую Венесуэлу не собирался поставлять. И пусть на меня их не вешают». И пошла целая чехарда.
Собираю силовиков и генпрокурора. Говорю: пусть приедут прокуроры России и Украины, втроем разберитесь, что делать. Российский не приехал, а Украина затребовала выдачи, не предоставив никаких документов. Помощник главы государства по национальной безопасности Виктор Лукашенко (старший сын Александра Лукашенко. — Forbes) лично посетил задержанных, принес им извинения и по их просьбе направил назад. Позже появились сведения, что приезд этой группы в Беларусь был подготовленной провокацией: американцы через Украину. Но украинцы сами сказали: это не мы, это Америка.
Почему Александр Лукашенко не сдастся Москве
Про интеграцию с Россией
С момента подписания Союзного договора с Россией выросло два поколения, уже невозможно ту интеграцию реализовать, которая прописана в Союзном договоре. Никаких нет проблем [с экономической интеграцией]. Главное — равноправная основа. Не все объединить и напополам поделить, это — глупость, мы подавимся от этого куска. Должна быть равноправная основа.
Фото БелТА/ТАСС