«Россия предстала местом, где можно три года издеваться над людьми»: последнее слово Серебренникова в суде
В последнем слове Серебренников назвал предъявленные ему обвинения нелепыми и смехотворными, а министерство культуры, которое проходит по делу потерпевшим, — «токсичной конторой, которая в любой ситуации только предаст и подставит». В выступлении режиссер зашифровал послание — первые буквы абзацев складываются в фразу «Я ни о чем не жалею. Сочувствую вам». Полностью речь Серебренникова опубликовала «Медуза». Forbes приводит основные тезисы выступления.
- «Претензии Минкульта и прокуратуры, что за деньги субсидии мы сделали что-то не так, — смехотворны. Может быть, они считают, что мы не 340 мероприятий должны были сделать, а 800. Ну раз из субсидии в 216 миллионов мы 128 «украли»! Ну так хоть бы об этом сказали! Сколько мы не спрашивали потерпевшее министерство, мы так и не услышали претензии к нам. Ни в целом к проекту, ни к какому-либо его событию. Это нелепое обвинение я полностью отвергаю».
Кирилл Серебренников о государственных деньгах и битве «Гоголь-центра» за жизнь
- «Есть разные версии, почему вообще возникло «театральное дело», — от самых нелепых до сложных и конспирологических. Все когда-либо станет явным, когда-нибудь вскроются архивы спецслужб, и мы поймем, кто давал приказы, кто придумал это дело, кто его фабриковал, кто писал доносы. Сейчас это не важно — важно, что мы сделали «Платформу» со всей ее многоукладностью, свободным перетеканием жанров, с необычностью, с яркостью и непривычностью, и она оказалась онтологически чужда всей системе культуры бюрократии, культуры лояльности. И теперь понятно, что это «пострадавшее» министерство — совершенно токсичная контора, которая в любой ситуации только предаст и подставит».
- «Жалею ли я, что я сделал «Платформу» именно такой — местом полной творческой свободы, местом, где себя смогли реализовать множество творческих людей? Нет. Жалею ли я, что бухгалтерия «Платформы», которая и является предметом всех этих судебных заседаний и расследований, была так ужасно организована? Конечно, жалею. Но, к сожалению, ни повлиять на это, ни изменить это тогда, я не мог, я ничего в работе бухгалтерии не понимаю. Я занимался бесконечным выпуском и организацией мероприятий. Я не занимался финансами».
- «В «театральном деле» нет ни одного свидетельства, ни одного доказательства моего нечестного поведения, моего незаконного поведения, моего желания материально обогатиться за счет денег, выделенных на проект».
«Совершенно ясно, что бухгалтерия проекта велась из рук вон плохо, этого никто и не отрицает. <...> Но «театральное дело» — это не про бухгалтерию. Это про то, как люди, которые делают успешный театральный проект, из-за изменения в общественном климате бездоказательно объявляются «преступной группой», это про то, как государство (ведь Министерство культуры — это государство) отказывается от того, что сделано и создано им же самим на деньги налогоплательщиков, на деньги бюджета, в угоду конъюнктуре момента».
«Чувство несправедливости не покидало меня все время, пока длится «театральное дело» — мне казалось, что мы все вместе и я, в частности, сделали что-то настоящее и важное для нашей страны, создав проект «Платформа», он стал одним из мостов между Россией и миром, он стал инструментом вовлечения нашего отечественного искусства в актуальные процессы, которые происходят в мировом искусстве. Именно для этого он и создавался, а не для «обналичивания»! А те, кто сочинил «дело» и обвиняет нас в какой-то гадости, они как раз сделали все для того, чтобы Россия предстала сегодня местом, где можно три года издеваться над людьми, без всяких доказательств обвиняя их в том, что они не делали».
- «Проектом «Платформа» мы говорили стране и миру о молодой, честной стране, в которой живут честные люди, готовые к тому, чтобы быть авторами своей жизни! Быть свободными авторами!»
- «Проект «Платформа» воспитывал всех — и зрителей и участников — сопротивляться выученной беспомощности, быть ответственным за свои действия, действовать, созидать. В этом смысле я полностью отвечаю за художественную программу «Платформы», за все «эксперименты», по которым мне и моим товарищам выставлен этот судебный счет».
Специалист по самоизоляции: Кирилл Серебренников рассказывает, как правильно сидеть дома
Дело «Седьмой студии» было возбуждено в 2018 году. Его фигурантов обвиняют в хищениях бюджетных средств, выделенных на театральный проект «Платформа». По делу проводили три экспертизы: первая оценила ущерб в 133 млн рублей, вторая установила, что подсудимые, наоборот, сэкономили деньги Минкультуры. Третья экспертиза оценила ущерб почти в 129 млн.
Обвинение утверждает, что деньги обналичила бухгалтер «Седьмой студии» Нина Масляева. Она единственная из обвиняемых признала вину и дала показания против других фигурантов.
Обвинение в понедельник запросило для Серебренникова шесть лет колонии. Для остальных фигурантов — бывшего генпродюсера «Седьмой студии» Алексея Малобродского, ее экс-директора Юрия Итина и экс-начальника департамента господдержки Минкультуры Софьи Апфельбаум — также запрошены реальные сроки. Все они отрицают вину. Приговор по делу суд огласит 26 июня.
«Я сочувственно отношусь к мерзавцам». Правила жизни Кирилла Серебренникова
Фото Вячеслав Прокофьев/ТАСС