Менее 1% малых российских компаний в июле отстранили от работы непривитых сотрудников
Облачная бухгалтерская программа для малого и среднего бизнеса «БухСофт», входящая в группу «Актион», по просьбе Forbes проанализировала данные о зарплатах, приеме на работу, увольнениях и отстранениях в 15000 российских компаний за период с февраля по июль 2021 года. Компании работают в сферах торговли, услуг, недвижимости, строительства, транспорта, сельского хозяйства и др. В них менее пятидесяти сотрудников.
Как показало исследование, с февраля по июнь в среднем 4-5 компаний в месяц из 15000 официально оформляли документы об отстранении сотрудников от работы. Роструд 13 июля разъяснил, что если сотрудники отказываются привиться от коронавируса, не имея противопоказаний, — их нужно отстранять от работы без сохранения зарплаты. В том же июле число компаний, официально отстранивших сотрудников от работы, достигло 28. Это 0,2% из всей выборки.
При этом в июле произошел один из наиболее ощутимых за последние полгода разрывов между принимаемыми и увольняемыми с работы сотрудниками, говорят в «БухСофт»: по данным исследования сервиса, бизнес уволил 2241 сотрудника, а принял на работу 1988. В последние месяцы сокращалась и средняя заработная плата сотрудников. С апреля по июль она снизилась почти на 10% — до 33 354 рублей.
На фоне коронавирусных ограничений бизнес не спешит отстранять персонал, рассказывает руководитель направления «Зарплата и Кадры» программы «БухСофт» Иван Бобров: «Как показывает статистика, работодатели в основном сразу действуют радикально — увольняют человека и тянут с приемом нового». Впрочем, некоторые компании, по его словам, предпочитают избегать радикальных мер в надежде сохранить штат. «Но при этом они сокращают зарплаты», — говорит Бобров.
Основатель компании Superjob Алексей Захаров считает, что небольшая доля отстранений в июле связана с тем, что «всем пофигу»: «Если мы говорим о малых компаниях, то во-первых, они почти все вне правового поля. Во-вторых, там никто понятия не имеет кого, когда и за что надо от чего-то отстранять. Ну и в-третьих, некому там у них куда-то подавать сведения». Захаров приводит в пример владельца шаурмичной: «У него один сотрудник, он этого сотрудника отстраняет, а потом еще куда-то подает об этом данные. Не будет никто никогда этого делать».
Каждая пятая российская компания отстранила или уволила сотрудников из-за отказа от вакцинации
Впрочем, Бобров с ним не согласен: «У малого бизнеса тоже есть те, кто нанимает, увольняет, отстраняет. Это может делать и сам предприниматель, вряд ли дело в этом». Причина малого числа отстранений — в том, что отстранять сотрудников в целом сложнее, чем увольнять, полагает Бобров. После временного отстранения нужно искать сотруднику замену, а потом возвращать его. «Проще уволить одного по соглашению сторон и сразу взять другого», — утверждает Бобров.
Москва первой ввела обязательную вакцинацию 60% сотрудников торговли, общепита, салонов красоты и других сфер. До 15 июля их нужно было привить первым компонентом, до 15 августа — вторым. Бобров считает, что в августе число отстранений «вряд ли сильно изменится»: «С основными трудностями столкнулись при вакцинации первым компонентом».
Фото Getty Images