ЦБ попросил банки и МФО простить долги пострадавшим при наводнениях в Крыму и Сочи
ЦБ попросил банки и микрофинансовые организации реструктурировать кредиты пострадавших при наводнениях в Крыму и Сочи вплоть до прощения долга. Банки сообщили, пока обращений об этом от заемщиков не получали
Центробанк рекомендовал кредитным и микрофинансовым организациям (МФО) реструктурировать потребительские кредиты и ипотеку клиентам, которые пострадали от наводнений в Крыму и Сочи. Регулятор предложил не взыскивать с таких клиентов заложенное под кредиты имущество. Об этом сообщает РБК со ссылкой на информационное письмо ЦБ банкам и МФО от 9 июля.
О получении письма ЦБ изданию сообщили источники в крупной МФО и системно значимом банке и подтвердили работающий в Крыму банк РНКБ, Росбанк, а также МФО — MoneyMan, «Займер», «Деньги сразу» и Lemon.online. В письме говорится, что банки и МФО должны при обращении пострадавших принимать «возможные меры по урегулированию обязательств по потребительским кредитам (займам), в том числе обеспеченным ипотекой, включая различные формы реструктуризации задолженности вплоть до прощения долга в особых ситуациях, а также не обращать взыскание на заложенное по данным обязательствам имущество». ЦБ рекомендовал бюро кредитных историй и кредиторам не учитывать эту реструктуризацию в качестве фактора, ухудшающего кредитную историю заемщика. В ответ на запрос издания регулятор сообщил, что применял такую практику для других регионов, где случались стихийные бедствия в прошлом. «Кредиторы всегда ответственно относились к исполнению подобных рекомендаций», — отметили в ЦБ.
Господдержка в пандемию позволила россиянам избежать кредитной ловушки
Пострадавшим от наводнений нужно будет обратиться в свой банк или МФО и приложить подтверждающие документы. Перечень этих документов в письме ЦБ не приводится. По общему правилу это должны быть документ от органа исполнительной власти населенного пункта, подтверждающий, что он пострадал от чрезвычайной ситуации, и документы, подтверждающие иные существенные обстоятельства: гибель имущества, остановку бизнеса, потерю дохода и прочее, рассказал партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель. В договорах большинства банков не уточняется, как должны действовать стороны, в случае если заемщик попал в бедственное положение из-за чрезвычайной ситуации, универсального алгоритма у банкиров на этот счет также нет, отметил собеседник издания. «Многочисленные прошлые примеры показывают, что далеко не все банки и не во всех случаях идут навстречу пострадавшим от ЧС заемщикам и зачастую либо отказывали заемщикам, либо предлагали собственные программы реструктуризации», — сказал он.
Коллекторы сообщили о всплеске продажи долгов молодых россиян
После наводнений в Краснодарском крае в 2012 году ситуацию удалось урегулировать только после долгих споров властей, Роспотребнадзора, Центробанка, страховщиков и самих банков, сказал юрист. В результате обсуждений был выработан меморандум, который описывал общие принципы работы с пострадавшими от стихии заемщиками. Чтобы такие меры стали обязательными, необходимо внести изменения в закон о Центробанке и акты правительства, которые регулируют особенности изменения условий кредитных договоров и договоров займа в связи с конкретной ЧС, отметил Учитель. Он напомнил, что в апреле 2020 года подобные изменения вносились для заемщиков, потерявших более 30% доходов из-за коронавирусных ограничений.
ЦБ допустил рекордную прибыль банков по итогам года
В середине июня на юге России прошли сильные дожди, вызвавшие наводнения. Среди пострадавших населенных пунктов — Ялта, Керчь, Севастополь, Феодосия, Анапа, Темрюк и другие населенные пункты в Крыму и в Краснодарском крае. Сильнее всего от стихии пострадала Ялта, которую топило трижды — в середине и конце июня и в начале июля. Подтопление в Сочи произошло 4-5 июля. ЦБ не впервые призывает кредиторов к послаблениям в отношении заемщиков из пострадавших от стихии регионов. В 2012 году после затопления Крымска ЦБ разрешил банкам не наращивать резервы по ссудам, выданным физлицам и индивидуальным предпринимателям, пострадавшим от ЧС, даже если качество обслуживания кредита ухудшается или заемщики не платят совсем. Около полутора лет назад регулятор давал рекомендации по заемщикам Иркутской области, оказавшимся в сложной ситуации из-за наводнения, напомнил управляющий партнер финтех-группы «Финбридж» (бренды «Деньги сразу» и Lemon.online) Леонид Корнилов.
Кредиты под 365% годовых: как ростовщики ломают жизни заемщикам
Письмо ЦБ не носит обязательного характера для банков и МФО, но ответившие изданию организации в основном сообщили, что готовы пойти на реструктуризации долгов для пострадавших от наводнения жителей в случае поступления обращений от них. В Сбербанке сообщили, что его специальные программы реструктуризации рассчитаны в том числе и на категорию клиентов, попавших в чрезвычайные ситуации. Заявки можно подать онлайн, указав соответствующую причину и приложив подтверждающие документы, добавили там. Росбанк, Райффайзенбанк и РНКБ готовы предлагать помощь пострадавшим гражданам, но таких обращений пока не получали, сказали их представители. Помощь в реструктуризации пострадавшим от стихийных бедствий клиентам пообещали в банке «Хоум Кредит». В пресс-службе Росбанка сказала, что практика прошлых лет показывает, что не все клиенты обращаются в банк за реструктуризацией, многие продолжают обслуживать кредиты в стандартном режиме.
Милость кредиторов. Помогут ли меры поддержки заемщика сгладить последствия кризиса
Леонид Корнилов рассказал, что уже начался мониторинг обращений заемщиков в компанию. «Все они рассматриваются в индивидуальном порядке, порядок реструктуризации задолженности обсуждается с каждым заемщиком индивидуально», — отметил он. Представители IDF Eurasia в России (бренд MoneyMan) и «Займера» сообщили, что таких заявлений не получали, но готовы оказывать помощь пострадавшим. Представитель «МигКредита» сообщил изданию, что компания не получала рекомендации от ЦБ. По оценке MoneyMan, в пострадавших регионах проживают около 600 000 клиентов МФО, в месяц им выдается около 80 000 — 85 000 займов. По предварительным оценкам «Займера», уровень просроченной задолженности по срочным займам в июне и начале июля остается на уровне мая и апреля, то есть катаклизм не помешал клиентам исполнять свои долговые обязательства в полном объеме и вовремя, рассказал гендиректор МФК «Займер» Роман Макаров. На заемщиков Краснодарского края и Крыма у «Займера» суммарно приходится около 5% объемов выдачи сервиса онлайн-кредитования. «Деньги сразу» и Lemon.online также говорят о 5% от всего объема выдач, приходящихся на эти регионы.