«Рынок переживает абсолютный бум»: верфи заметили рекордный спрос на суперъяхты в пандемию
Пандемия привела к буму на рынке суперъяхт: верфи выпускают рекордные объемы, а состоятельные люди — покупают рекордное число судов. Из-за коронавируса состоятельные люди стали по-другому смотреть на то, как проводят свое время, а рост фондовых рынков обеспечил капитал для покупки яхты
Мировой спрос на суперъяхты резко вырос в пандемию, рынок переживает рекордный период, рассказали Financial Times владельцы крупнейших верфей. Состоятельные люди стали больше интересоваться каникулами в море, чтобы избежать толп и угрозы заразиться коронавирусом, пишет газета.
«С тех пор, как мы вышли из первого карантина [прошлым летом] рынок переживает абсолютный бум на уровне сильно выше того, что был перед локдауном», — заявил FT гендиректор британской верфи Princess Yachts Энтони Шериф. Итальянский судостроитель Ferretti заявил, что в первом квартале года произвел рекордные 56 яхт, и сообщил о «фантастическом ускорении» поступающих заказов, которое превзошло прогнозы.
С начала 2021 года были проданы рекордные 208 суперъяхт на общую сумму больше 1 млрд фунтов стерлингов ($1,4 млрд), писал Tatler со ссылкой на издательскую компанию Boat International. В прошлом году за тот же период продали только 131. Редактор отдела «бизнес» Boat International Ник Робинсон пояснил, что рост рынка начался в июле 2020 года и с тех пор темпов не сбавлял. «Продажи достигают беспрецедентных показателей, потому что люди хотят избежать карантинов и ограничений на путешествия путем покупки яхт. Мы видим много впервые покупающих яхту, а еще суда продаются без просмотра, что раньше было почти неслыханно», — говорил журналист.
«Во многих отношениях это шедевр»: в Германии закончили работу над предполагаемой яхтой Абрамовича
Пандемия побудила состоятельных людей переоценить то, как они проводят свое время, и решиться на покупку своей первой лодки или ее увеличение. Растущие финансовые активы увеличили и капитал клиентов верфей. «С коронавирусом люди осознали: твоя жизнь может моментально измениться. Их восприятие жизни изменилось, и они захотели ловить момент. Не секрет, что фондовые рынки резко выросли. Мы были наготове с правильными предложениями», — заявил FT гендиректор верфи Benetti Yachts Марко Валле.
Абсолютный карантин: зачем нефтяник-миллиардер строит крупнейшую в мире яхту за $350 млн
Буму на рынке не помешала даже отмена традиционных яхтенных шоу, например, ежегодного парада в Монако. Онлайн-продажи перекрыли упущенную выгоду от отмененных шоу, которые традиционно привлекают покупателей, считает FT. «В год без шоу у нас был один из лучших притоков заказов», — заявила газете управляющий директор нидерландской Damen Yachting Роуз Дамен. По ее словам, книга заказов верфи за год увеличилась на общую сумму около €800 млн.
Миллиардер Олег Тиньков купил новый вертолет Airbus для своей яхты-ледокола
При этом верфи указывают и на негативные моменты. Из-за требований социальной дистанции они не могут наверстать упущенное за время карантина весной прошлого года, когда производство останавливалось. Кроме того, заметно выросла стоимость сырья. Из-за финансовых проблем и банкротств отрасль консолидируется в руках крупнейших производителей: в 2020-м 65% выпущенных суперъяхт пришлись на 20 верфей, а в 2010-м они выпустили лишь треть от общего числа судов, указала FT. Ее собеседники указали также, что они работают с очень неуступчивыми в переговорах клиентами по небольшому числу сделок, и ошибка в просчете бюджета даже одной из них может сильно ударить по прибыли. «Люди полагают, что это очень прибыльный бизнес, потому что наши клиенты — миллиардеры, но на самом деле это не высокомаржинальный бизнес и может быть очень рискованным», — отметила Дамен.