Российские банки попросили снять ограничения на комиссии по безналичному расчету. Их установили как меру поддержки бизнеса в кризис. Банки оценивают свои возможные потери в 10-15 млрд рублей и грозят ввести плату за выпуск пластиковых карт и их обслуживание
Ассоциация банков России (АБР) попросила правительство не ограничивать размер комиссии за безналичные платежи (эквайринг) во время пандемии, сообщили «Известия» со ссылкой на письмо объединения, направленное в кабмин. Ограничение комиссии Центробанк ввел в марте в качестве одной из антикризисных мер поддержки: ставка 1% действует для онлайн-покупок с 15 апреля по 30 сентября, для медицинских услуг — с 1 июня по 30 сентября.
Банки утверждают, что сохранение этого требования обойдется им потерями в 10-15 млрд рублей, которые придется переложить на клиентов. Как пишут «Известия», в письме банки допускают, что им придется начать взимать деньги за выпуск и обслуживание карт, использование платежных приложений и доступ к колл-центру, а также сократить или отменить программы лояльности. Они не привели оценок, насколько могут подорожать их услуги.
Кроме того, банкам может стать невыгодно обслуживать торговые точки с оборотом безналичных платежей меньше 12 млн рублей в год. Расходы на обеспечение работы терминалов тоже придется переложить на бизнес, и прием карт подорожает на 3-5% в год минимум, указала АБР.
Пути назад нет: как пандемия навсегда изменила банки
В России большая часть банковских услуг для клиентов бесплатна, потому что субсидируется за счет доходов от эквайринга, заявил вице-президент АБР Алексей Войлуков. «Если пенсионеру или студенту в России придется платить за карту около 6000 [рублей] ежегодно, то он предпочтет вовсе отказаться от безналичных платежей», — отметил он.
Центробанк сообщил, что ограничение комиссий временное и направлено на поддержку малого и среднего бизнеса в период пандемии коронавируса.
В России отменили «банковский роуминг»
Банк «Открытие» сообщил «Известиям», что при общем снижении комиссий часть расходов на инфраструктуру действительно может быть переложена на клиентов. Многим банкам уже пришлось сократить выплаты по программам лояльности, добавил директор департамента по развитию дебетовых карт банка «Хоум Кредит» Юрий Коптяев. Альфа-банк возразил, что программы лояльности и кешбэк банки действительно будут подстраивать под новые рыночные условия, но тарифы за обслуживание карт вряд ли ждет существенный пересмотр. Мобильные приложения и колл-центр — это базовые каналы взаимодействия с клиентом, и их ограничение выглядит невозможным, добавил Альфа-банк.