Путин напомнил об «абсолютном запрете» изъятия деклараций об амнистии капитала для уголовных дел
Путин потребовал от правительства и предпринимателей внимательно следить за тем, чтобы соблюдался запрет на использование деклараций, поданных бизнесменами для амнистии капитала, в уголовных делах. По данным Минфина, с начала амнистии капитала налоговики получили около 19 000 деклараций на €35 млрд
Закон об амнистии капитала установил «абсолютный запрет» на использование деклараций, добровольно поданных бизнесменами, в качестве оснований для уголовного преследования, заявил президент Владимир Путин на совещании с правительством. «Тем не менее такие факты имели место», — отметил он. Правительство вместе с объединениями предпринимателей должно следить за тем, что происходит на практике, подчеркнул президент.
С начала амнистии капитала налоговики получили около 19 000 деклараций, а сумма задекларированного имущества составила около €35 млрд, отметил на совещании первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов. «В принципе, это очень неплохой результат», — оценил он.
Первая амнистия капиталов была запущена в России в 2015 году. Предприниматели получили право подать декларацию и освободиться от ответственности за ранее совершенные нарушения налогового и валютного законодательства. Большой популярности тогда амнистия не получила — по данным Минфина, ФНС получила 7200 деклараций от желающих легализовать свои активы. В 2018-м в России начался второй этап амнистии, который предоставлял бизнесменам такие же гарантии, как и первый. Но в отличие от первой волны, спрос на амнистию оказался огромным, писали «Ведомости» (Минфин число поданных деклараций по второй амнистии не раскрывал). Активность бизнеса издание объясняло опасениями предпринимателей из-за расширения санкций и введения автоматического обмена налоговой информацией между странами.
В марте началась третья волна амнистии, при этом ее условия изменились: получить гарантии теперь можно лишь при условии репатриации денег и (или) перевода контролируемых иностранных компаний в специальные административные районы (САР) на островах Русский и Октябрьский.
«Вопрос доверия — а вдруг информация о наших зарегистрированных компаниях, счетах попадет в СМИ, нас начнет кошмарить правоохранительная система. Этого не произошло», — говорил Силуанов, объясняя, почему бизнес может без опаски пользоваться амнистией капитала. Но в сентябре стало известно, что ФСБ впервые использовала амнистию против бизнеса: поданная декларация стала доказательством в уголовном деле бизнесмена совладельца компании «Усть-Луга» Валерия Израйлита. Новости об этом испугали бизнес, рассказывал «Ведомостям» неназванный налоговый консультант крупной компании. Очень многие клиенты были возмущены и рассказывали, что собираются обращаться напрямую к высокопоставленным чиновникам за разъяснениями и гарантиями, что это будет единичным случаем, говорил он.
В конце октября Верховный суд признал незаконным изъятие декларации для уголовного дела Израйлита.
Многоликая амнистия. Подорвет ли дело Валерия Израйлита доверие бизнеса к государству?