ЦБ сообщил о резком росте случаев подмены номеров банков мошенниками
Летом 2019 года резко выросло число мошеннических звонков клиентам банков, в том числе с подменой номера, выяснил Центробанк. Операторы говорят, что его данные – «капля в море» от реального числа обманывающих звонков. Пока эффективного решения проблемы нет
В июне-августе 2019 года Центробанк направил операторам связи информацию о более чем 2500 телефонных номеров, с которых поступали мошеннические звонки клиентам банков, пишет «Коммерсантъ». В 218 случаях операторы заблокировали номер, в 59 – ввели ограничение на использование финансовых сервисов, еще в 198 выявили подмену номера банка. На более чем 2000 случаев операторы отказались реагировать ввиду «отсутствия правовых оснований», указывает газета со ссылкой на материалы ЦБ.
«Важно понимать, что статистика не показывает, сколько именно жалоб от клиентов-физлиц поступило, речь идет лишь о количестве телефонных номеров», - пояснил «Коммерсанту» первый замглавы департамента информационной безопасности Банка России Артем Сычев. Доля звонков с подменой номера банка к середине лета достигла 35% от общего числа мошеннических звонков, сообщил замдиректора департамента информационной безопасности банка «Открытие» Илья Сулоев. Росбанк столкнулся с волной звонков от мошенников в начале июля. Альфа-банк тоже фиксировал подмену номера. Новый всплеск мошеннических звонков был зафиксирован в сентябре, утверждает Сычев.
Статистика Центробанка отражает лишь малую часть проблемы, «каплю в море», а иногда его сообщения ошибочны, говорят операторы. «Мегафон» за лето получил от банков и ЦБ жалобы на 2269 номеров, были заблокированы 900. Из этого числа от ЦБ была информация лишь о 97 номерах, из которых отключили 46, сказал «Коммерсанту» коммерческий директор компании Влад Вольфсон. Многие из поступивших в «Билайн» обращений ЦБ были технически некорректными, иногда в списке были номера, которые банки действительно используют для звонков клиентам, сообщила пресс-служба оператора. «Ростелеком» предложил выстраивать общий механизм выявления и блокировки вызовов с подмененными номерами.
Центробанк предложил бороться с проблемой в том числе созданием актуальной базы номеров, чтобы операторы могли подтвердить факт наличия вызова. Для этого потребуются поправки в законы.
ЦБ не удается справиться с мошенничеством с подменой номеров