Вице-премьер Дмитрий Козак разработал свой вариант законопроекта о защите инвестиций с акцентом на публичное предоставление льгот. Ранее он раскритиковал проект инвестиционного кодекса, подготовленный Минфином
Вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий промышленность, подготовил свою версию законопроекта «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в России», рассказали РБК источник в правительстве и представители бизнеса, получившие текст документа.
До 30 сентября Минфин, Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Минэкономразвития, а также представители бизнеса должны изучить инициативу вице-премьера и представить свои предложения, говорят источники издания. В пятницу, 27 сентября, в Российском союзе промышленников и предпринимателей также запланирована встреча с Козаком, на которой будет обсуждаться законопроект.
В августе прошлого года Минфин представил свою версию так называемого инвестиционного кодекса, который по-прежнему находится на согласовании. Козак тогда раскритиковал документ, говорили источники РБК. Министерство финансов сообщило изданию, что законопроект вице-премьера получило. «Сейчас сопоставляем текст полученного законопроекта с тем законопроектом, который находится на рассмотрении в правительстве. Все, что создает условия для привлечения частных инвестиций в новые инвестиционные проекты на территории России <...> будет обязательно учтено», — сказал РБК представитель Минфина.
Представитель аппарата Козака на момент публикации не ответил на запрос РБК.
Что предлагает Козак
Основной акцент законопроекта Дмитрия Козака — на публичности при предоставлении поддержки: госконтракты не могут быть отнесены к коммерческой тайне, исключение может быть установлено только федеральным законом. Для всех инвестпроектов, по версии вице-премьера, необходимо финансово-экономическое обоснование и наличие оценки от правительства по необходимости затрат. В версии Минфина, в свою очередь, предусмотрен лишь аудит бизнес-плана.
Процедуру доступа к господдержке Козак также предлагает сделать публичной: победитель отбора будет определяться исходя из «наивысшего общественно полезного результата инвестиционной деятельности с использованием такой поддержки».
Кроме того, Козак и Минфин по-разному видят сроки реализации и объемы поддержки. Вице-премьер предлагает установить пороговое значение инвестиций для заключения инвестсоглашения на уровне 15 млрд рублей (в версии Минфина — 10 млрд рублей), а сроки реализации — до 10 лет (предложение министерства — 20 лет).
Также вице-премьер и министерство в расходятся в подходе к новой терминологии. Законопроект Козака строится уже на устоявшихся инвестиционных определениях. Минфин же настаивал на введении новых понятий, например таких, как «соглашение о защите и поддержке капиталовложений», «стабилизационная оговорка», «инвестрежим» и т.д.
Наконец, в законопроекте Козака для всех инвесторов предусмотрены переходные периоды в случае изменения законодательства. В частности, трехлетние — для изменения ставок налогов на добычу полезных ископаемых, на прибыль организации, на имущество организаций, транспортного налога и земельного налога. Для тех инвесторов, которые заключат инвестиционное соглашение в период со дня вступления закона в силу по 1 января 2024 года переходные периоды увеличиваются в три раза.