США и ЕС договорились о прекращении многолетнего торгового спора вокруг Boeing и Airbus
США и Евросоюз достигли соглашения о прекращении многолетнего торгового спора вокруг Boeing и Airbus. Разбирательства длились почти 17 лет, были введены взаимные таможенные пошлины на сумму $11,5 млрд
США и Европейский союз достигли соглашения о приостановке многолетнего торгового спора по поводу государственных субсидий корпорациям Boeing и Airbus, в результате которого были введены взаимные таможенные пошлины на сумму $11,5 млрд, сообщил Bloomberg.
Стороны заключили пятилетнее соглашение. Оно предусматривает, что все будущие пассажирские самолеты должны разрабатываться без субсидий государства, отметило агентство со ссылкой на официальные заявления. «Соглашение устраняет давний торговый раздражитель в отношениях США и ЕС», — заявила торговый представитель США Кэтрин Тай.
«Сегодня Соединенные Штаты и Европейский союз совершили крупный прорыв в торговом споре между Boeing и Airbus, который длился более 16 лет. И США, и ЕС согласились приостановить действие наших тарифов на пять лет, и мы обязались обеспечить равные условия для наших компаний», — говорится на сайте Белого дома.
Источники Bloomberg рассказали, что Еврокомиссия провела всю ночь с понедельника на вторник в обсуждении параметров соглашения, чтобы оно было готово к саммиту ЕС — США в Брюсселе с участием президента Джо Байдена. Желание достичь соглашения отчасти обусловлено растущим осознанием политиками в Брюсселе и Вашингтоне того, что спонсируемый государством китайский производитель авиакосмической продукции Comac (Commercial Aircraft Corp. of China) уже к концу десятилетия станет конкурентом Boeing и Airbus в мировом авиастроении, отмечает агентство.
Airbus второй год подряд станет крупнейшим производителем самолетов в мире
16-летний торговый спор Boeing и Airbus стал одним из самых затяжных и затратных во Всемирной торговой организации (ВТО). Вражда началась в 2004 году, когда США подали в ВТО иск против ЕС, обвинив одно из государств-членов в субсидировании разработки коммерческих самолетов Airbus. Параллельно иск подал Брюссель, обвинив Boeing в извлечении выгоды из субсидий США и космических и военных контрактов, которые покрывали расходы на разработку гражданских самолетов.
Конец эпохи джамбо-джетов: Boeing окончательно откажется от своего крупнейшего самолета
При президенте США Дональде Трампе спор превратился в тарифную борьбу в отношении товаров, не имеющих отношения к авиастроению. В 2019 году ВТО признала факт нарушения правил со стороны Airbus, Трамп ввел 25-процентные пошлины на европейское вино и продукты питания на сумму $7,5 млрд. В 2020 году аналогичное решение было принято в пользу ЕС, Брюссель ввел тарифы на американский виски, орехи и табак на €3,4 млрд (около $4 млрд).
В результате пострадали в том числе авиаперевозчики: американская Delta Air Lines, запланировавшая расширение своего авиапарка за счет Airbus, и ирландская Ryanair, для которой был сорван график поставок Boeing 737 MAX, а потом выпуск этих авиалайнеров и вовсе был приостановлен из-за проблем с безопасностью, отмечает The Wall Street Journal.