«Специалисты будут уходить»: возобновление авиаперевозок не привело к росту рухнувших зарплат пилотов
Заработок пилотов российских авиакомпаний, упавший в 1,5–2 раза во время пандемии, не вырос вместе с количеством полетов. Эксперты предупреждают, что пилоты будут искать работу в других странах или уходить в грузоперевозки
Рост авиаперевозок и активизировавшийся набор летного состава не привел к увеличению зарплат пилотов и бортпроводников, значительно сократившихся из-за пандемии, сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на профсоюзы и источники на рынке.
К началу прошлого года средние зарплаты летчиков составляли 500 000-700 000 рублей в месяц, напомнил эксперт Aviation Explorer Владимир Карнозов. В период пандемии месячный заработок сократился в 2–3 раза, и сейчас капитан воздушного судна (КВС) получает до 160 000 рублей, рассказал глава Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов. Средний доход второго пилота «Аэрофлота» сейчас составляет, по его данным, около 100 000 рублей, что в 1,5–2 раза меньше, чем в докризисный период. Дельдюжев отметил, что у пилотов S7 и «Победы» доходы сократились меньше за счет сохранившихся объемов внутренних перевозок. По данным профсоюза летного состава, сейчас КВС в «России» получает чуть более 200 000 рублей, вторые пилоты — от 120 000 до 130 000 рублей.
Ситуация с бортпроводниками еще более сложная: доходы начинающих сотрудников упали с 50 000 рублей до планки, зачастую не достигающей уровня МРОТ, в 8500–10 000 рублей. Три бортпроводника «Аэрофлота» уточнили, что отмена бонусов за многолетний стаж, налет и знание иностранных языков привела к снижению зарплаты более чем на 100 000 рублей в среднем, до 30 000 рублей.
Источник издания на рынке рассказал со ссылкой на внутреннюю отчетность, что в 2019 году затраты всех авиакомпаний на фонд оплаты труда и соцнужды превышали 134 млрд рублей, в 2020 году они снизились на 20%, почти до 107 млрд рублей. Отчетность «Аэрофлота» по МСФО за 2020 год свидетельствует, что расходы на персонал упали на треть и составили 49,1 млрд рублей.
«Аэрофлот» назвал сроки восстановления рынка авиаперевозок
Издание отмечает, что доходы летного состава не растут, несмотря на рост авиаперевозок. По оперативным данным Росавиации, в апреле пассажиропоток составил 7,2 млн пассажиров, что в 10 раз больше, чем год назад. В результате, по оценке профсоюзов, с начала 2020 года из российских авиакомпаний уволилось около 20% летчиков и более трети бортпроводников. В «Аэрофлоте» не уточнили, сколько человек покинуло группу. В S7 отметили, что в период пандемии компанию покинуло менее 5% летного состава. По словам пилота «Аэрофлота» Андрея Литвинова, летчики уходят в грузоперевозки, интересуются вакансиями во Вьетнаме, где сейчас набирают экипажи из России. «У людей кредиты, ипотеки. Конечно, специалисты будут уходить»,— констатирует он.
Кадры на взлет: «Аэрофлот» повысил зарплату пилотов до 650 000 рублей в месяц
Авиаперевозчики активизировали набор персонала. В «Аэрофлоте» отметили, что, «несмотря на имеющийся профицит персонала», возобновили набор бортпроводников, обучение пилотов учебно-летного отряда и работу с выпускниками летных училищ. В S7 сообщили, что к летнему сезону уже приняли более 300 бортпроводников и «по одной группе пилотов воздушных судов Е170 и A320 из тех, кого не смогли трудоустроить в прошлом году». Бортпроводников, КВС и вторых пилотов на Boeing 737 ищет «Победа». Около 400 КВС и вторых пилотов до конца года планирует принять «Россия».