Верховный суд разрешил кредиторам запрашивать сведения о родственниках банкротов
Верховный суд одобрил запросы кредиторами сведений о родственниках банкротов. Юристы считают, что это решение поможет сломать устоявшуюся практику по выводу активов из обанкротившихся компаний
Верховный суд (ВС) удовлетворил требование конкурсного управляющего, который в деле о банкротстве ООО «Сегежа сети» обратился в ЗАГС за информацией о родственниках контролирующих должника лиц (КДЛ). «Заявление мотивировано тем, что без этой информации управляющий не может выявить весь круг аффилированных по отношению к обществу лиц», — говорится в определении ВС. Первыми внимание на это обратили «Ведомости».
В документе приводится заявление управляющего о том, что без затребованной информации он не может выявить аффилированных контрагентов общества и проанализировать сделки и операции, совершенные с ними в преддверии банкротства, на предмет предпочтительности и подозрительности. ВС решил, что изложенные доводы заслуживают внимания и требуют проверки.
Старший юрист банкротной практики Crowe CRS Анна Сафонова, представляющая интересы управляющего в суде, рассказала «Ведомостям», что в ходе дела о банкротстве ООО «Сегежа сети» выяснилось, по данным ЕГРЮЛ, что по 1/3 в уставном капитале были у самого общества, у Сергея Знаменского и у Игоря Яроховича. То есть Знаменский и Ярохович в преддверии банкротства могли выводить активы на своих родственников. Для определения аффилированности и была необходима информация из ЗАГСа.
Юрист банкротного направления юридической фирмы Vegas Lex Валерия Тихонова уточнила, что зачастую установить наличие родственных связей между бенефициаром бизнеса и второй стороной сделки с активами невозможно из-за несовпадения фамилий контрагентов, в роли которых могут выступать некровные или дальние родственники.
Новые правила для банкротов: как они будут работать и почему не нравятся бизнесу
Ранее ЗАГСы отказывались предоставлять подобные сведения, а суды поддерживали такие решения, ссылаясь на неприкосновенность частной жизни и требуя у конкурсного управляющего обосновать обстоятельства для такого запроса. В деле «Сегежа сети» суды первой и апелляционной инстанций отказали управляющему в получении этой информации.
Смерть после моратория: накроет ли Россию в 2021 году волна банкротств
Опрошенные «Ведомостями» юристы считают, что решение ВС сможет сломать устоявшуюся практику использования родственников для вывода активов из компаний-банкротов. «Имея на руках полную информацию обо всех ближайших родственниках, управляющему становится проще установить сделки, которые можно и нужно оспорить, не пропустив при этом срок на их оспаривание», — отметил старший юрист юридической фирмы «Арбитраж.ру» в Екатеринбурге Артем Комсюков. Бизнес в оценках последствий решения ВС оказался более осторожным. «Раскрытие персональных данных гражданскому лицу, которым является арбитражный управляющий, может быть использовано им и в целях, не связанных с исполнением полномочий», — заявила изданию руководитель экспертного центра «Деловой России» по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов Екатерина Авдеева.