Услуги микропредприятий достигли почти 6% в ВВП России за три года
Рынок услуг самозанятых, индивидуальных предпринимателей и микропредприятий численностью до 15 сотрудников вырос в 2020 году до 6,2 трлн рублей, или 5,8% ВВП
Рынок услуг, которые оказывают самозанятые, индивидуальные предприниматели и микропредприятия, на которых работают до 15 сотрудников, за последние три года вырос на 12% и приблизился к 6% валового внутреннего продукта (ВВП). Об этом сообщает РБК со ссылкой на данные исследования сервиса «Авито» и агентства Data Insight.
По этим данным, в 2017 году рынок услуг микробизнеса оценивался в 5,5 трлн рублей, в 2020 году он вырос до 6,2 трлн рублей, это 5,8% от ВВП. Росстат ранее сообщал, что номинальный ВВП России в прошлом году составил 106,6 трлн рублей. Исследователи подсчитали, что в сфере услуг самостоятельно или в микрокомпании работает каждый десятый россиянин в возрасте от 18 до 64 лет. В 2020 году в этом секторе выполнили 2,3 млрд заказов (2,4 млрд в 2017 году). Исследователи связали снижение заказов микробизнесу с карантинными ограничениями, которые были введены в первом квартале 2020 года, после их ослабления рынок продолжил рост.
ФНС: 96,2% платившего единый налог бизнеса определилось с альтернативами «вмененке»
Для 86% опрошенных представителей микробизнеса оказание услуг — единственный источник дохода. 14% занимаются им для подработки, за счет которой увеличивают ежемесячный доход на 20-30%. Более половины опрошенных отметили, что «могут без особого труда позволить себе даже крупные покупки», говорится в исследовании. Среди исследуемого сектора сферы услуг на долю самозанятых приходится 33%, 29% зарегистрированы как индивидуальные предприниматели. 9% опрошенных зарегистрировали юридическое лицо, несмотря на работу в одиночку. Еще 29% исполнителей заказов работают без официального оформления.
Эксперты ВШЭ оценили потенциальный рынок самозанятых почти в пять раз больше официального
Среди категорий бизнеса на первом месте услуги по строительству и благоустройству, на втором — ремонт жилье. Третью позицию занимают услуги делового характера, на четвертой — перевозки и курьеры, на пятой — красота и здоровье. По числу заказов лидируют услуги курьеров и перевозчиков, а средний чек выше всего у строителей и благоустроителей. На пять указанных категорий микробизнеса приходится две трети рынка услуг. В сфере услуг заняты в основном люди среднего возраста — от 25 до 44 лет, число женщин среди них выросло до 40% по сравнению с 34% в 2017 году. Удаленные форматы работы дали возможность домохозяйкам и женщинам в декрете работать несколько часов в день. В числе специалистов, которые чаще всего работают удаленно, — IT-специалисты, маркетологи и преподаватели.
Исследование сервиса «Авито» и агентства Data Insight проводилось различными методами: 1600 человек дали телефонные интервью, 1900 приняли участие в онлайн-опросе и интернет-панели, онлайн-опрос методом анкетирования по базе пользователей «Авито» прошли 7930 респондентов. Кроме того, проводились подробные интервью с работающими в сфере услуг как в одиночку, так и в составе микропредприятий.