«Большая тройка» пожаловалась вице-премьеру на «неоправданное регулирование цен»
МТС, «Мегафон» и «Вымпелком» не устроило предстоящее распространение госрегулирования тарифов на пропуск голосового трафика для оператора универсальной связи «Ростелекома» на его взаимодействие с мобильными операторами. Нововведение ослабит конкуренцию, считают сотовые компании, и приведет к росту цен для абонентов, предупреждают эксперты
Представители «большой тройки» операторов мобильной связи — МТС, «Мегафон» и «Вымпелком» (бренд «Билайн») — в письме на имя заместителя председателя правительства России Дмитрия Чернышенко назвали неоправданным госрегулирование цен на пропуск голосового трафика. Они считают, что оно приведет к ослаблению конкуренции, а эксперты опасаются роста цен для абонентов, пишет РБК.
Издание ссылается на копию письма «большой тройки», подлинность которого ему подтвердили два собеседника на телекоммуникационном рынке. В конце января Минцифры подготовило изменения в порядке регулирования межоператорских тарифов, они устанавливаются для операторов фиксированной связи, которые владеют не менее 25% номеров в регионе, в том числе Московской городской телефонной сети и «Ростелекома».
Министерство выступает за распространение госрегулирования тарифов на пропуск голосового трафика для оператора универсальной связи (в России единственный универсальный оператор — «Ростелеком») на его взаимодействие с мобильными операторами. Согласно проекту поправок, если межоператорские тарифы сотовых компаний будут превышать регулируемые цены для оператора универсальной связи, он сможет требовать возмещение разницы. Авторы письма вице-премьеру Чернышенко отмечают, что фактически проект поправок предписывает компаниям связи, взаимодействующим с универсальным оператором, применять цены, установленные регулятором для него, а не для тех, чьи цены не регулируются действующим законодательством.
Эксперты предупредили об удорожании сотовой связи в России на 15%
С 2020 года в перечень оказываемых «Ростелекомом» универсальных услуг добавилось обеспечение сотовой связи в населенных пунктах, где есть 100–500 жителей, но нет сетей мобильной связи. Под регулирование, которое предложило Минцифры, подпадает порядок присоединения других операторов к сети универсального оператора и стоимость услуг по пропуску трафика и инициирование вызова на сотовых сетях. Именно эти услуги позволяют абонентам разных сетей звонить друг другу. Оказание универсальных услуг связи в России финансируется из специального фонда — так называемого резерва универсального обслуживания, куда все операторы отчисляют 1,2% выручки в год за услуги связи.
В письме Чернышенко отмечается, что проект вносимых изменений «накладывает двойное финансовое обременение на операторов связи». В «большой тройке» считают, что это противоречит законам «О связи» и «О конкуренции» и просят Дмитрия Чернышенко провести дополнительное обсуждение изменений. Представитель МТС сказал изданию, что проект нуждается в дополнительной проработке, поскольку его принятие в предложенных формулировках может означать ценовое регулирование по широкому спектру услуг, что негативно скажется на их развитии. Представители «Вымпелкома», «Мегафона» и «Ростелекома» воздержались от комментариев.
В России снизились тарифы мобильной связи
Как рассказал изданию советник гендиректора компании «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ) и автор существующей системы взаимодействия между операторами Евгений Чечельницкий, в России на момент принятия действующих правил в 2005 году сотовые компании были относительно небольшими. Тогда для них было введено лишь косвенное регулирование тарифа на завершение вызова (плата, которую один оператор платит другому, когда звонок идет по сетям нескольких операторов в нескольких регионах). Стоимость же инициирования вызова для сотовых компаний не регулируется, а тарифы на него могут достигать 1,8–1,9 рублей за услугу. Тот же тариф у операторов, занимающих существенное положение на рынке, — 0,95 рубля. Собеседник отметил, что во многих других странах, в том числе в Евросоюзе, межоператорские тарифы регулируются властями. По его словам, МТТ поддерживает изменения, предложенные в проекте Минцифры.
На развитие сетей 5G в России до 2024 года потратят более 208 млрд рублей
«По нашему мнению, цена на инициирование вызова для всех операторов должна быть такой же, как и на его завершение, — 0,95 руб. По сути, сотовые компании давно превратились в монополистов и пользуются этим статусом», — отметил Чечельницкий. В 2006 году стоимость на завершение вызова была установлена на уровне 0,95–1,05 руб. и с тех пор не пересматривалась, хотя средние тарифы на услуги снижались. «В итоге для абонентов, которые генерируют много трафика, например корпоративных пользователей, выгоднее переключаться в сеть сотовых компаний — 90% абонентов звонит на сети мобильной связи, но другие операторы вынуждены устанавливать стоимость подобного звонка выше межоператорского тарифа, а сотовые компании могут позволить себе более низкие цены», — сказал советник гендиректора МТТ.
«На возмездной основе»: операторы попросили возместить им расходы на слежку за больными COVID-19
Представитель «ЭР-Телеком Холдинга», что изменения касаются не только универсальных услуг связи, но и иных услуг по пропуску трафика, оговорившись, что компания еще анализирует документ. «В предлагаемом регулировании смущают положения в части величины возмещения. По сути это косвенное регулирование, чтобы цены были не выше, чем у существенного оператора, а также механизм перераспределения прибыли», — указал он. По словам еще одного участника рынка, если сотовые операторы потеряют доходы на услуге инициирования вызова, то они будут компенсировать это ростом цен по другим направлениям. Представитель пресс-службы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) заявил, что в ведомстве ждут завершения общественного обсуждения проекта постановления и внесения по его результатам корректировок. Только после этого документ поступит на согласование в ФАС, которая направит свою официальную позицию его авторам.