«Чемпионы соцсетей»: чем опасны для компаний популярные в TikTok сотрудники
Хотя крупные бренды часто стремятся привлечь к себе внимание блогеров, в случае, когда популярными становятся их собственные сотрудники, ситуация осложняется, пишет Financial Times. Такие работники представляют для бизнеса как новые возможности, так и новые риски, подчеркивает газета.
«Хочу такую работу»
Примером того, как сотрудник-блогер может оказаться полезен работодателю, является история 23-летнего упаковщика Amazon. В начале пандемии он воспользовался тем, что компания смягчила правила использования смартфонов на складе. По предложению друга он начал снимать развлекательные видео о том, как собирает заказы клиентов, и выкладывать их в TikTok под именем thepackman123.
Когда его ролики набрали больше 27 млн просмотров, упаковщик получил письмо от отдела кадров. Он опасался неприятностей, однако его не уволили. Сам он объясняет это тем, что ему удалось показать в позитивном свете Amazon и склады компании, часто подвергаемые критике за тяжелые условия труда. Это могло быть полезным, потому что Amazon в то время активно искала новых складских работников из-за выросшего спроса на онлайн-покупки.
«Было много ненависти в адрес компании. Но если вы посмотрите на комментарии, все писали: «О, я хочу такую работу», — отметил упаковщик.
Когда Голиаф уволил Давида
Работников-инфлюенсеров, вроде thepackman123, можно встретить и в других крупных социальных сетях, отмечает FT. Зачастую такие работники для продвижения компании более эффективны, чем отдел маркетинга, пишет газета. Но одновременно они могут нести и риски для ее имиджа.
«Сотрудники — это ходячее продолжение бренда. Поэтому когда они постят в соцсетях какую-то информацию о компании, ее могут воспринимать как по-настоящему подлинную», — заявила FT Лидия Кокс из рекламного агентства Digitas. Ущерб компании, по ее словам, может нанести картинка «из-за кулис», которая не соответствует ценностям и обещаниям бренда. К примеру, в декабре один из сотрудников Amazon опубликовал видео, в котором назвал свою работу «токсичной» и «бесчеловечной».
Риском также может стать неверная реакция компании на популярность своих сотрудников в соцсетях. С этим столкнулся производитель красок Sherwin-Williams. Компания обнаружила, что ее 22-летний сотрудник Тони Пилосено выкладывает в TikTok «гипнотизирующие» видео процесса смешивания красок, которые собирают миллионы просмотров. Пилосено надеялся доложить о своем опыте руководству, однако оно отказалось смотреть его презентацию, а вскоре вовсе уволило молодого человека, обвинив его в растрате краски (сам Пилосено настаивает, что оплатил всю краску, которую использовал).
Увольнение вызвало волну негативной реакции в адрес компании в соцсетях, пишет FT. «Люди восприняли это как классическую историю Давида и Голиафа», — объясняет Пилосено. Сейчас он работает на конкурента Sherwin-Williams — компанию Florida Paints. По его словам, работу ему предлагали и другие конкуренты бывшего работодателя, а также маркетинговые агентства.
В поисках «преданного фаната»
Чтобы минимизировать возможный репутационный риск, работодатели стремятся взять под контроль деятельность сотрудников-инфлюенсеров. Некоторые привлекают к взаимодействию с такими сотрудниками сторонние организации, которые специализируются на работе с инфлюенсерами, пишет FT. К примеру, такие услуги оказывает британская компания DSMN8, которая сотрудничает с Ford и Huawei. Она разработала программное обеспечение для координации деятельности сотрудников в соцсетях. Идея в том, чтобы найти «преданного фаната» внутри компании, пояснил директор по маркетингу DSMN8 Джоди Леон. Работники, которые демонстрируют лучшие показатели в соцсетях, получают вознаграждение.
Координировать активность сотрудников в соцсетях пытается и крупнейший в мире ретейлер Walmart. Он привлек около 500 работников к программе инфлюенсеров Spotlight. Их лучшие видео выкладываются в TikTok с тэгом #walmartsocialchamps («чемпионы социальных сетей Walmart»).
«Дико тусим»: как живут и зарабатывают российские звезды TikTok
Однако и такая контролируемая деятельность не всегда помогает избежать проблем, подчеркивает FT. В прошлом году стало известно, что Amazon платила некоторым сотрудникам за хвалебные твиты о работе на складах компании. Журналисты-расследователи из Bellingcat сравнили это с деятельностью российской «фабрики троллей», а пользователи Twitter высмеивали сообщения с таких аккаунтов, предполагая, что их пишут люди, находящиеся «в заложниках».
Фото Sean Gallup / Getty Images