К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Центробанк: пандемия спровоцировала уход с рынка наименее производительных компаний


Аналитики ЦБ увидели в ликвидации части предприятий в период пандемии признаки «очищающего эффекта» для экономики. С рынка, по их словам, ушли наименее производительные компании. Эксперты со своей стороны отмечают, что замены не пережившим пандемию бизнесам в виде более сильных предприятий так и не появилось

Ликвидация компаний в России в период пандемии связана не только с рисками для дальнейшего роста, но и с положительным эффектом для него в средне- и долгосрочной перспективе, говорится в аналитической записке департамента исследований и прогнозирования Центробанка под названием «Кто выходит с рынка в период кризиса».

«В 2020 году наиболее уязвимыми для первой волны выходов стали наименее производительные предприятия. Тем самым можно говорить о проявлении очищающего эффекта кризиса (cleansing effect), благодаря которому снижается число проблемных организаций и высвобождается рабочая сила, которая потенциально может быть задействована на более производительных предприятиях. Такой процесс в целом должен способствовать повышению производительности в экономике, обеспечивая тем самым дополнительный потенциал для ее роста в средне- и долгосрочной перспективе», — отмечают аналитики ЦБ. «На признаки очищающего эффекта кризиса указывает резко возросшая интенсивность выходов с рынка среди наименее производительных предприятий, тогда как лидеры по эффективности в меньшей степени оказались затронуты первой волной выходов. В результате профиль производительности оставшихся на рынке предприятий улучшается», — отмечается в исследовании.

Вирус против бедных: как пандемия повлияла на социальное неравенство в России

 

По мнению исследователей, для преодоления последствий текущего кризиса и выхода экономики «на устойчивую траекторию роста» необходимо стимулировать появление новых предприятий, поддерживать действующие эффективные организации, в особенности молодые компании с большим потенциалом роста.  «Стимулирование роста числа производительных предприятий должно сопровождаться созданием условий для быстрого развития, расширения, повышения эффективности новых организаций», — отмечается в аналитической записке. В этом случае, пишут аналитики ЦБ, высвобождаемые с ликвидированных предприятий работники получат «больше возможностей для того, чтобы впоследствии находить рабочие места на предприятиях с высоким потенциалом роста производительности труда и, как следствие, заработной платы».  «Это будет способствовать росту экономики и благосостояния в целом», — прогнозируют в департаменте.

Почти как война: как пандемия ломает устоявшиеся экономические модели

 

Однако число вновь зарегистрированных предприятий, отмечают экономисты Центробанка, резко сократилось, особенно весной 2020 года на фоне приостановки экономической активности из-за карантинных мер. В последующие месяцы число входящих предприятий выросло, но не смогло компенсировать весеннее падение, а действующие высокопроизводительные предприятия сталкиваются с ограничениями для роста своего бизнеса из-за пандемии. «Это может нивелировать положительное влияние очищающего эффекта кризиса», — предупредили в записке, датированной декабрем, эксперты ЦБ. Руководитель направления реального сектора ЦМАКП Владимир Сальников отметил в беседе с РБК, что замены слабым компаниям, умершим в первую волну пандемии, в лице новых производительных предприятий не появилось. «Если мы посмотрим на сегменты экономики, которые не пострадали от кризиса, например агропромышленный комплекс, пищевая промышленность, в них число входов компаний на рынок заметно ниже. Фронтально по всем секторам экономики число входов резко просело и далеко не везде восстановилось», — сказал он изданию. По мнению Сальникова, о полноценном очищающем эффекте кризиса все-таки говорить не приходится.

Вялый рост экономики, усиление государств: Credit Suisse назвал долгосрочные последствия пандемии COVID-19

Экономисты ЦБ указывают, что в дальнейшем на ликвидацию компаний в России могут повлиять отложенные вторичные эффекты пандемии. Например, мораторий на банкротство привел к тому, что к середине 2020 года с рынка компании ушли добровольно, со снятием моратория число закрытий бизнеса резко вырастет. «В результате в 2021 году может сформироваться более устойчивая и продолжительная по сравнению с 2020 годом тенденция к росту числа ликвидированных предприятий, как это происходило в 2008–2009 годах», — предположили авторы исследования. «Быстро умирать и рождаться новым компаниям в российских условиях территориальной рассредоточенности гораздо тяжелее, чем, например, в европейских странах, где экономическая плотность очень высокая», — добавил со своей стороны Сальников. Только посткризисная конъюнктура определит, способны ли были ушедшие компании выжить, считает заместитель директора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. В условиях, когда неизвестны конечные требования, к примеру, по количеству людей на торговой площади или в ресторане, компании не могут определить жизнеспособность своих бизнес-моделей.  Не понятна и желательность или нежелательность их ухода с рынка, отмечает Куликов. По его мнению, очищающие эффекты пандемии сейчас больше всего связаны с тем, что происходит внутри самих компаний. «Из компаний уходят долгосрочно нежизнеспособные практики, связанные с исключительно оффлайновым потреблением и производством услуг, жесткой организационной структурой, бумажным оборотом», — указывает собеседник издания.

 

Аналитики назвали самые недовольные реакцией властей на пандемию регионы

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+