К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Доля сокративших персонал компаний за год выросла в 2,5 раза

Доля сокративших персонал компаний за год выросла в 2,5 раза
Компании в этом году стали чаще сокращать сотрудников: доля таких предприятий выросла почти в 2,5 раза в сравнении с 2019 годом. Со своей стороны, больше 50% профессионалов в этом году искали новую работу. Почти половина из них до сих пор в поисках

В 2020 году на сокращения персонала пошли 27% компаний, которые приняли участие в опросе международной рекрутинговой компании Hays. Результаты исследования есть у Forbes. Эта доля почти в 2,5 раза выше, чем была по итогам опроса 2019 года: тогда сокращения признали только 11% компаний.

Сокращения и расширения штата в 2020 году

В этом году, в отличие от прошлого, есть предприятия, которые уменьшили коллектив более чем на четверть. 3% опрошенных сократили число работников на 26-50%, 4% — больше чем наполовину. Чаще всего увольняли людей компании из автомобильного бизнеса, нефтегазовой отрасли, девелоперы и гостинично-ресторанный бизнес. Увольняют в основном специалистов: на них приходится 46% сокращенных сотрудников в опросе, 38% — руководители среднего звена. Большинство сокращенных (38%) — люди в возрасте 41-54 лет. Больше половины сокращенных профессионалов (56%) — женщины. 12% лишившихся рабочих мест не получили от работодателя никаких выплат. Такая же доля, напротив, добилась на выходе шести и более окладов.

Женские итоги «ковидного» года: неоплачиваемый труд, увольнения и рост домашнего насилия

 

43% опрошенных компаний не меняли численность штата в этом году. 30% — даже его увеличили, пусть эта доля и на четверть меньше, чем год назад. Чаще других расширяли персонал фармацевтические и IT-компании.

Поиски новой работы

Больше половины опрошенных профессионалов (56%) признались, что искали новое место работы в этом году, еще 7% интересовались подработкой. Из них 41% до сих пор в поиске. Чаще всего люди находят работу за три месяца (19%). 67% профессионалов сами отказывались от поступивших предложений: кто-то посчитал предложенную зарплату маленькой, кого-то не устроили условия труда, кому-то задачи показались не соответствующими компетенции.

 

Почти половина из тех, кто искал работу, была недовольна своей зарплатой (46%). Еще 43% респондентов не видели на текущем месте перспектив профессионального роста.  Примерно треть хотели сменить сферу деятельности, или им не подошла корпоративная культура работодателя. Хотя работу в новой для себя индустрии целенаправленно ищут только 12% опрошенных специалистов, рассмотреть такую возможность готовы 86% профессионалов. 14% не хотят менять свою сферу.

«Совершенно новая реальность»: FT оценила влияние пандемии на рынок труда в России

Почти треть респондентов среди профессионалов указала, что основная проблема российского рынка труда в этом году — недостаток вакансий. 18% отметили снижение зарплаты на одних и тех же должностях в сравнении с 2018-м. Еще 15% посетовали на высокую конкуренцию, а 6% — на возросшие требования работодателей.

 

Треть от всех опрошенных не пыталась в этом году устроиться на новое место. Пятая часть вовсе уверена, что сейчас неудачное время для поиска новой работы. 38% ради сохранения занятости были готовы перерабатывать и брать на себя дополнительные проекты, 34% — готовы пожертвовать офисом, его расположением и оснащенностью, но треть опрошенных ничем не готова поступаться ради сохранения работы.

Как сохранить персонал

В этом году лишь треть компаний для удержания сотрудников делала им встречное предложение. В прошлом году таких было больше половины — 55%. А вот сотрудники стали немного чаще оставаться, получив контроффер: о таких случаях рассказали 86% компаний, на 4% больше, чем в 2019-м. Самыми ценными работодатели считают тех, кто работает в продажах и высший менеджмент, их готовы удерживать 32% предприятий. IT-специалистов будут уговаривать остаться 26% работодателей.

Вторая волна или девятый вал: принесет ли новый виток пандемии безработицу и обнищание

30% компаний отметили, что их отрасль страдает от нехватки квалифицированных кадров. Еще 35% говорят, что не хватает специалистов редких и новых профессий. Чаще всего о нехватке заявляют IT-компании (21%) и фармацевтические компании (14%). Для решения проблемы 16% бизнеса привлекают стажеров, чтобы обучить их самостоятельно. Почти каждое десятое предприятие увеличило бюджет на обучение. 41% опрошенных компаний развивают программы внутренней мобильности: для 11% это стало приоритетом.

Прогноз на 2021 год

Почти половина опрошенного бизнеса рассчитывает оставить численность штата на текущем уровне. 37% намерены увеличивать коллектив. 6% планируют новые сокращения. Почти две трети компаний, которые поучаствовали в опросе, ожидают сложности при поиске профессионалов в следующем году. 40% прогнозируют нехватку квалифицированных кадров, 31% — нереалистичные запросы по зарплате, а еще четверть — конкуренцию с другими работодателями. Чуть больше половины компаний надеются решить проблему персонала наймом временных или контрактных сотрудников.

 

Конец работы: почему в мире будущего нет места для среднего класса

В опросе приняли участие 4385 профессионалов и 545 работодателей — представителей российских и зарубежных компаний, которые работают в России. Исследование проводилось с октября по декабрь 2020 года.

Фото Dan Kitwood / Getty Images

Ответственный подход: топ-10 рейтинга 50 лучших работодателей России

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+