«Ужасающая кульминация»: конгрессмены назвали причины крушений Boeing 737 MAX
Авиакатастрофы с участием самолетов Boeing 737 MAX стали «ужасающей кульминацией серии ошибочных предположений, сделанных инженерами Boeing, недостатка открытости со стороны руководства Boeing и вопиюще недостаточного надзора со стороны FAA [Федерального управления гражданской авиации США]». Об этом говорится в докладе, опубликованном на сайте комитета по транспорту и инфраструктуре американского Конгресса.
Доклад из 238 страниц был опубликован по итогам продлившегося 18 месяцев расследования, говорится в сообщении. В нем описаны «серьезные ошибки и оплошности» с точки зрения дизайна, разработки и сертификации самолетов Boeing 737 MAX, две катастрофы с участием которых привели к гибели 346 человек. Конгрессмены выделяют пять ключевых проблем:
- Давление на этапе производства, которое поставило под угрозу безопасность пассажиров. На Boeing и программу 737 MAX оказывалось «колоссальное финансовое давление» из-за необходимости конкурировать с новым Airbus A320, которое привело к «масштабным попыткам» урезать издержки, следовать расписанию и избегать замедления производства;
- «Ошибочные предположения» с точки зрения дизайна и производительности. Boeing якобы делала такие предположения на тему ключевых технологий 737 MAX, в первую очередь системы MCAS, позволяющей автоматически выправлять положение самолета. Компания якобы ожидала, что пилоты, которые в основном о существовании MCAS не знали, сумеют нивелировать любую потенциальную ошибку системы;
- «Культура сокрытия». Boeing якобы скрывал ключевую информацию от FAA, своих клиентов и пилотов 737 MAX. Скрыта якобы была, в частности, информация о том, что пилоту при тестировании самолета потребовалось больше 10 секунд, чтобы отреагировать на ошибку MCAS. Сам пилот эту ситуацию охарактеризовал как «катастрофическую»;
- Противоречивое представительство. В докладе упомянуты несколько случаев, когда сотрудники Boeing, получившие право действовать от имени FAA, не сообщали ведомству о потенциальных проблемах;
- Влияние Boeing на FAA. Несколько сотрудников FAA сообщили о случаях, когда руководство ведомства принимало решения не в пользу собственных технологических экспертов, а в пользу Boeing.
Самолеты серии Boeing 737 MAX начали эксплуатироваться в октябре 2017 года. Уже в 2018 году с лайнером этой модели произошла первая авиакатастрофа — самолет индонезийской авиакомпании Lion Air упал в море вскоре после вылета. Погибли 189 человек. Пять месяцев спустя в Эфиопии разбился еще один 737 MAX, и погибли 157 человек. После этого полеты Boeing 737 MAX были приостановлены по всему миру. В январе этого года Boeing заморозила производство 737 MAX.
Фото: Zuma / TASS