Минэкономразвития подготовило поправки, описывающие схему переезда в российские офшоры, для тех, кто не может сменить юрисдикцию напрямую. Изменения также позволяют правительству устанавливать взнос для бизнеса за право работать в специальных административных районах
Минэкономразвития подготовило законопроект с дополнениями и уточнениями правовых основ работы специальных административных районов (САР). Так официально называют российские офшоры, созданные на территориях островов Русский в Приморском крае и Октябрьский в Калининградской области. Документ опубликован на портале нормативно-правовых актов.
Поправки закрепляют возможность транзитной редомициляции, то есть переезда бизнеса в САР. Замглавы ведомства Илья Торосов пояснил «Коммерсанту», что это позволит бизнесу закрепиться в российских офшорах через дополнительную юрисдикцию, которая будет применяться при невозможности прямой смены «адреса», например Нидерланды — Кипр — САР.
Возможность регистрировать в САР международные фонды появилась в ноябре 2019 года, напомнил замминистра. Сейчас ведомство отмечает рост числа представителей разных отраслей, переезжающих в эти районы. Там уже зарегистрированы 33 международные компании и один международный фонд. Партнер налоговой и юридической практики PwC в России, член экспертной группы Минэкономразвития по работе над «дорожной картой» по САР Галина Науменко подчеркнула, что сейчас транзитный переезд не запрещен, но официально нигде не сказано, что такая процедура разрешена.
Вирус закрывает офшоры: что теперь делать российским бизнесменам?
Кроме того, поправки уточняют норму о ежегодном регистрационном взносе для резидентов САР. Изначально предполагалось, что его параметры укажут в поправках в Налоговый кодекс. Но теперь Минэкономразвития предложило передать право регулирования взноса правительству. По словам старшего менеджера группы по оказанию услуг в области международного налогообложения аудиторской компании KPMG в России и СНГ Ивана Насонова, такое предложение вводит парафискальный платеж за содержание международных компаний в российских офшорах. При этом параметры такого платежа неизвестны, указывает эксперт. «Никто не отменял требования об инвестициях в экономику в размере 50 млн рублей при возвращении в Россию. Кроме того, многие компании могут столкнуться с необходимостью выплаты exit tax в тех юрисдикциях, из которых они планируют «переезжать» в РФ», — подчеркнул Насонов.
Министерство хочет сделать взнос необременительным для бизнеса и утверждает, что он «будет определен с учетом сравнимого сбора в иностранных юрисдикциях». В некоторых офшорах размер такого взноса составляет порядка $1000, и он является платой управляющей компании за работу с резидентами. По мнению директора по корпоративному управлению Prosperity Capital Management Дениса Спирина, затраты на транзитную редомициляцию носят больше технический характер и не станут препятствием для компаний.