Малый и средний бизнес в России медленно оживает после нерабочего апреля, считают аналитики Tinkoff CoronaIndex. Они заметили, что в мае в некоторых отраслях удалось замедлить падение выручки
За нерабочий апрель выручка компаний, относящихся к малому и среднему бизнесу, упала на 33% в годовом выражении, но в рабочие дни мая средние недельные обороты сократились на 18% в сравнении с прошлым годом. Таковы данные аналитического проекта «Группы Тинькофф» Tinkoff CoronaIndex, пишут «Ведомости». При этом инфляция в апреле и мае была на одном уровне в 3,1%.
«Нам осталось несколько недель»: как коронавирус убивает малый бизнес в России
По данным экспертов проекта, выручка малого и среднего бизнеса с 27 апреля по 11 мая даже превысила прошлогодние показатели на 11%. Это связано с тем, что на майских праздниках в этом году предприниматели и потребители не могли путешествовать по другим странам и мало передвигались по России, поэтому частично бизнес продолжал работать. С учетом этого, выручка за время изоляции с 30 марта по 11 мая упала всего на 16% в сравнении с аналогичным периодом в 2019-м.
Чтобы прийти к таким выводам, эксперты Tinkoff CoronaIndex изучили входящие денежные потоки на банковские счета 550 000 компаний из сегмента малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей разных отраслей. К выручке они относили все, кроме возврата средств, поступлений по кредитам, займов и внутренних для компаний переводов, объяснил представитель «Группы Тинькофф». Вице-президент Тинькофф Банка Федор Бухаров отметил, что часть компаний смогла перестроиться, а остальные переждали и вернулись к работе, хоть и не в прежних масштабах.
«Нужно отменять налоги»: как спасти малый бизнес в эпоху коронавируса
Положительную динамику также показали опросы ЦБ в обзоре «Финансовый пульс». По результатам последнего, который был обнародован 22 мая, доля предприятий, столкнувшихся с отменой или сокращением заказов за неделю, снизилась с 47% до 45%.
Эксперты Tinkoff CoronaIndex уточнили, что в отдельных отраслях ситуация различается. Они отметили, что некоторые сегменты, вроде туризма, не восстановились, поскольку зависят от отмены ограничений. В то же время электронная коммерция и розничная торговля выросли в период кризиса и помогали балансировать общие показатели для малого и среднего бизнеса. При этом салоны красоты начали восстановление из-за локального снятия ограничений.
Экономика страха: как коронавирус изменит бизнес и потребителей
Несколько предпринимателей сказали «Ведомостям», что они делают, чтобы частично отыграть падение выручки. Например, сеть кофеен «Кофе пью» начала выполнять заказы онлайн и смогла получить 75% обычной выручки в апреле, однако после окончания эксперимента «Яндекс.Еды» с доставкой на такси, выручка упала, рассказала партнер компании Анастасия Мещерякова. По словам владельца сети магазинов обуви Mascotte Андрея Павлова, компания перевела 20% продаж в онлайн, однако ее выручка упала на 80%.