Ассоциация европейского бизнеса попросила правительство поддержать автомобильную промышленность, обеспечивающую занятость 3,5 млн человек. В качестве главной меры бизнес просит отсрочить внедрение нового, дифференцированного механизма доступа к господдержке, привязанного к уровню локализации автомобилей. Сейчас компании думают не об инвестициях в локализацию, а о выживании, и дополнительная нагрузка лишь приведет к росту цен на автомобили, объясняют источники в отрасли
Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) обратилась к премьеру Михаилу Мишустину с просьбой поддержать автомобильную промышленность в период кризиса, вызванного как остановкой производства из-за карантинных мер, так и падением спроса. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо АЕБ.
Ассоциация подчеркнула, что производство автомобилей обеспечивает занятость 3,5 млн человек в смежных отраслях, и предложила около 40 мер поддержки сектора. Наиболее приоритетной мерой АЕБ считает перенос на 2021 год внедрения дифференциации промышленных субсидий, которые де-факто являются компенсацией утилизационного сбора, подчеркивает газета. В письме также предлагается обсудить параметры дифференциации с учетом новых «экономических реалий». В частности, АЕБ предлагает заморозить ставки утильсбора до 2023 года.
Изначально правительство обещало сохранить выплаты промышленных субсидий общим объемом около 300 млрд рублей в год для всех концернов, подписавших специнвестконтракт (СПИК). Однако после поездки президента Владимира Путина на завод автоконцерна «Камаз» в декабре прошлого года концепция резко изменилась, отмечает «Коммерсантъ». Теперь подписанты СПИК в 2020 году получат только 50% суммы промсубсидий, а остальная часть будет выплачиваться в зависимости от локализации автомобилей. С 2021 года по фактической локализации будут выплачиваться 75% компенсаций, а с 2022-го — 100%.
«Изрядно пощипанные, но не побежденные»: как крупные автодилеры выживают в условиях кризиса
Переход на новую систему планируется со второго квартала с одновременным пересчетом компенсаций за январь—март, но документально новый порядок так и не закреплен, рассказали источники «Коммерсанта». Минпромторг на этой неделе уже предложил отложить уплату утильсбора на конец года, а глава ведомства Денис Мантуров еще в прошлом году отмечал, что для стимулирования локализации власти планируют вновь проиндексировать утильсбор «через какое-то время — с 2021-го или 2022 года».
Рост утильсбора или сокращение промсубсидий, которые, как считают чиновники, должны стимулировать локализацию, сейчас не сработают, заявили источники «Коммерсанта» на рынке. По их словам, компании думают не об инвестициях, а о выживании, и дополнительная нагрузка лишь приведет к росту цен на автомобили, что еще больше затормозит спрос на них.
Новая жизнь без Lamborghini: как Россия останется без итальянского импорта
Необходимость дифференциации промсубсидий на ранке оценивают по-разному, подчеркивает газета. В Nissan считают, что предложение о переносе не актуально и дифференциация не ухудшает положение автопроизводителей, которые продолжают получать промышленные субсидии в полном объеме. В Toyota газете сказали, что перенос дифференциации позволит сдержать рост цен на локальную продукцию, а также повысит возможности по выполнению инвестиционных программ в сложных экономических условиях.
В правительстве отказались прокомментировать «Коммерсанту» переписку.