Естественный отбор: венчурный гигант предупредил стартапы о наступлении «черного лебедя»
Один из самых успешных венчурных фондов в мире Sequoia Capital предупредил портфельные компании, что коронавирус может фундаментально изменить условия ведения бизнеса. Он советует стартапам сократить расходы и беречь капитал и напоминает о теории Дарвина, согласно которой выживут самые приспособленные
Коронавирус уже стал «черным лебедем» 2020 года — непредсказуемым фактором, негативно влияющим на мировую экономику. Об этом написал один из самых известных венчурных фондов Sequoia Capital в письме руководителям компаний и стартапов, в которые инвестировал.
Фонд выделил три основных негативных последствия коронавируса.
- Падение деловой активности. «Некоторые компании пережили резкое замедление роста в период с декабря по февраль. Часть компаний, которые до этого росли согласно плану, теперь рискуют не выполнить показатели в первом квартале», — обратил внимание Sequoia Capital.
- Нарушения цепочек поставок. От них сильнее всего пострадают производители техники и гаджетов, а также ретейл и бизнес, который работает напрямую с покупателями, без посредников, считает фонд. Компании, которые создают только программное обеспечение, менее подвержены риску, но могут пострадать из-за «каскадного экономического эффекта».
- Сокращение путешествий и отмененные встречи. Больше всего это угрожает бизнесу, который построен на личных встречах и переговорах для продаж, развития бизнеса или обсуждения партнерства, пишет Sequoia.
Инвестфонд предположил, что до полного сдерживания коронавируса пройдет довольно много времени — возможно, несколько кварталов. Мировая экономика будет восстанавливаться еще дольше. Спрос может сократиться, а условия поставок от партнеров — измениться, предупреждает фонд. Хотя центробанки могут снижать ключевые ставки, кредитно-денежная политика здесь может оказаться бесполезным инструментом в смягчении последствий глобального кризиса, считает Sequoia.
Поэтому инвестфонд советует стартапам подвергнуть сомнению каждый аспект своего бизнеса. Например, надолго ли хватит денег, чтобы продержаться в негативных условиях, или что будет делать бизнес, если в 2020-м и 2021-м не сможет привлечь внешнее финансирование на выгодных условиях. «Многие из самых знаковых компаний закалялись и формировались в трудные времена. Мы инвестировали в Cisco вскоре после обвала рынков в «черный понедельник» в 1987 году. Google и PayPal пробирались через остатки пузыря доткомов (резкого взлета и падения акций интернет-компаний США — Forbes). Более новые примеры: Airbnb, Square и Stripe были основаны в разгар мирового финансового кризиса. Ограничения фокусируют мышление и дают плодородную почву для креативности», — пишет Sequoia.
Еще один совет стартапа — предсказать объемы продаж. Даже если пока нет прямого эффекта на них, через какое-то время клиенты могут пересмотреть свои привычки. «Сделки, которые казались верными, могут сорваться. Главное — не быть застигнутым этим врасплох», — добавила компания. Под ситуацию стоит адаптировать и бюджет на маркетинг: возможно, стоит повысить требования к рентабельности маркетинговых расходов, советует Sequoia. Фонд не исключает, что может потребоваться и сокращение персонала, чтобы работать более продуктивно, но меньшими силами. Наконец, Sequoia посоветовал вновь оценить планируемые траты на соответствие текущей обстановке: может быть и так, что планы менять не надо, но это решение должно быть осознанным.
«Инвестировать в стартапы как воспитывать детей». Правила бизнеса основателя фонда Sequoia Capital
«Пережив каждый спад в бизнесе за последние почти 50 лет, мы выучили важный урок: никто никогда не жалеет о принятии быстрых и решительных поправок с учетом меняющихся обстоятельств. Во время падений выручка и денежные запасы всегда уменьшаются быстрее расходов. В какой-то степени бизнес похож на биологию. Как предполагал Дарвин, выживают не «те, кто самые сильные или умные, а самые способные к адаптации, к изменениям», — написал Sequoia.
Sequoia Capital был одним из первых инвесторов Apple, Electronic Arts, Cisco, Google, Dropbox, WhatsApp, Instagram, Airbnb и многих других компаний и проектов. Как отмечает Bloomberg, во время финансового кризиса 2008 года Sequoia Capital также разослал своим портфельным компаниям письмо с предостережениями, которое в Кремниевой долине продолжали цитировать спустя еще много лет.