Браудер в Давосе поспорил с Орешкиным о будущем России
Основатель фонда Hermitage Capital Уильям Браудер в Давосе публично поспорил с Максимом Орешкиным. На панельной сессии он заявил, что экс-министр рисует «очень розовую, оптимистическую картину», пока иностранные инвесторы в России сталкиваются с уголовным преследованием. Орешкин в ответ пообещал «однозначно позитивное» будущее
Дискуссия Браудера и Орешкина произошла на панельной сессии Давосского форума, посвященной стратегическому прогнозу по России. Российский экс-министр был на ней в качестве спикера, Браудер — в числе гостей и взял микрофон, когда модератор предложил задать вопросы экспертам. «Вы нарисовали очень розовую, оптимистическую картину России», — заявил Браудер Орешкину. «У меня другой опыт. Когда-то я был крупнейшим инвестором в акционерный капитал в России и вскрыл массовую коррупцию в «Газпроме». В ответ меня изгнали из страны, моего юриста Сергея Магнитского убили, а меня продолжают преследовать до сих пор, даже здесь, в Давосе», — сказал Браудер.
Он также напомнил о том, что в прошлом году еще один крупный иностранный инвестор в России — основатель фонда Baring Vostok Майкл Калви — был обвинен в мошенничестве в особо крупном размере и оказался в СИЗО. По словам Браудера, Калви не пытался выявить коррупцию и «занимался хорошими вещами». «Все ваши правоохранительные органы занимаются преступной деятельностью», — категорично заметил Браудер. «Как вы можете говорить, что Россию ждет оптимистичное будущее?», — спросил он Орешкина.
«Это была катастрофическая ошибка»: как Майкл Калви оказался за решеткой
В ответ бывший министр заявил, что российское будущее будет «однозначно позитивным». Тогда модератор спросил у Орешкина, что делается для борьбы с перечисленными Браудером проблемами. «Я на тот момент не был в правительстве, у меня нет об этом информации, это было в старые времена», — заявил Орешкин.
На замечание модератора о том, что в России сложилась преступная среда, которая будет отпугивать иностранных инвесторов, Орешкин призвал посмотреть на цифры. «Миллиарды долларов поступают в виде инвестиций в рынок ценных бумаг», — сказал экс-министр. Слова Браудера он назвал лишь «его точкой зрения». «Можно сказать о том, что об этом писали в Twitter, я лично не знаю, кто прав. Но реальность такова, что больше денег стало поступать в Россию. Эти люди (инвесторы) умеют считать деньги, и они знают, что движется в негативном направлении, а что нет», — заключил Орешкин.
В России Браудера дважды заочно приговаривали к девяти годам лишения свободы по делам о неуплате налогов, преднамеренном банкротстве и мошенничестве. Сам финансист связывал свое уголовное преследование с расследованием хищений денег из российского бюджета. Юрист фонда Сергей Магнитский утверждал, что раскрыл схему хищения 5,4 млрд рублей с участием чиновников и сотрудников правоохранительных органов. Осенью 2009 года Магнитский умер в СИЗО «Матросская тишина», где он оказался как обвиняемый по делу о неуплате налогов, по которому также проходил Браудер.
Ранее швейцарская газета Tages Anzeiger сообщила, что в августе 2019 года в Давосе задержали двух человек по подозрению в шпионаже. По данным издания, у них нашли российские дипломатические паспорта, при этом один из них представился сантехником. Источник Tages Anzeigen предположил, что они могли готовить прослушку или хакерские атаки: их целью могли быть не только главы государств, но и противники Кремля, как бывший глава Hermitage Capital Уильям Браудер, написала газета. Сам Браудер заявил Reuters, что целью «сантехников» был именно он.
Сантехник с диппаспортом: что известно о россиянах, которых в Давосе заподозрили в шпионаже