S&P: развитие России тормозят зависимость от нефти и нерешительность властей
Аналитики международного рейтингового Standard & Poor's раскрыли причины, по которым, по их мнению, Россия пока не может попасть в группу надежных инвесторов с рейтингом «А», – это нефтяная зависимость и бюджетные риски. Так группа экономистов S&P во главе с Каем Штукенброком развернуто обосновали нежелание повышать долгосрочный кредитный рейтинг РФ с нынешнего уровня «BBB». Во всем виноваты старые беды страны: зависимость от сырьевого экспорта и нерешительность правительства в проведении реформ.
В конце июня агентство повысило краткосрочный рейтинг России в иностранной валюте до «A-2» с «A-3». Рейтинг долгосрочных обязательств в национальной валюте остался на уровне «BBB». Это соответствует рейтингу некоторых латиноамериканских стран – Бразилии или, например, Перу, отмечает «Интерфакс».
Согласно базовому сценарию агентства, средняя цена нефти в 2012-2015 годах составит $100 за баррель. ВВП будет расти на 3,5% в год вплоть до 2015 года в связи со структурными проблемами экономики, а в этом году вырастет на 4,1%. В S&P перспективы роста российской экономики оценивают оптимистичнее, чем в правительстве и МВФ.
ВВП на душу населения при этом составит $13 500. В целом это соответствует среднему значению для стран с рейтингом «ВВВ». Тем не менее, российская экономика будет расти медленнее, чем до кризиса.
К числу структурных проблем, которые тормозят рост, в агентстве отнесли государственную модель экономики: в регионах сохраняется значительное влияние монополий, а конкуренция ограничена. Мешают развитию и изношенная инфраструктура, а также плохой деловой климат, препятствующий инвестициям.
Раньше правительство могло рассчитывать на быстрый рост ВВП благодаря постоянному подъему цен на нефть. Необходимости в проведении реформ не было. Сейчас все изменилось, возможно, это станет стимулом для проведения реформ, предполагают аналитики S&P.
Однако резкое изменение политического курса маловероятно, так как состав элиты после выборов не изменился. Тем более власти не пойдут на жесткие, часто политически рискованные реформы из-за снижения поддержки правительства. Примером может служить обещание Владимира Путина не повышать пенсионный возраст, уточняют эксперты.
По мнению S&P, важным может оказаться введение бюджетного правила и пенсионная реформа.
К немногим позитивным реформам в агентстве отнесли повышение гибкости курса рубля. Резкое падение цен на нефть России поможет пережить более гибкая валютная политика ЦБ: на фоне недавнего падения цен на нефть рубль подешевел на 12% – это почти наполовину компенсировало снижение нефтяных котировок в рублевом выражении.
Одним из основных политических рисков остается концентрация власти в администрации президента и сокращение реальных властных полномочий правительства Дмитрия Медведева.
С бюджетом у России пока все в порядке: в 2011 году профицит составил 1,6% ВВП. Сейчас Россия является нетто-кредитором, это означает довольно сильную финансовую позицию РФ.
Однако вряд это продлится долго, изменение цены на нефть на $10 приведет к изменению доходов правительства на 1,4% ВВП. За небольшой промежуток времени изменение цен может оказать значительное влияние на государственные финансы.
Уже в 2012 году бюджет России станет дефицитным, а к 2015 году дефицит вырастет до 1,5% ВВП. К 2014 году Россия перестанет быть нетто-кредитором.
В случае падения цен на нефть правительство рано или поздно будет вынуждено сокращать расходы, увеличивать заимствования и даже ускорять приватизацию. Ситуацию может исправить введение бюджетного правила, которое привяжет расходы к долгосрочным ценам на нефть.
Если дефицит бюджета превысит ожидаемый уровень, то рейтинг России будет понижен.
Если правительство все-таки реализует реформы, которые позволят ускорить рост ВВП и вернуться к сбалансированному бюджету, менее зависимому от колебаний цен на нефть, то в агентстве обещают повысить России рейтинг.
Профицит счета текущих операций в 2012 году составит 3,7% ВВП, однако уже к 2015 году он исчезнет.
67% поступлений по счету текущих операций и доступных резервов в 2012 году пойдут на выплаты по различным внешним операциям и погашению госдолга. К 2015 году этот показатель вырастет до 80%.
Снижают доходы России и компании, переводящие выручку от экспорта в «налоговые оазисы», например, на Кипр. Типичная схема такова: офшорные компании покупают нефть по ценам ниже рыночной, затем продают по рыночным ценам, а разница оседает на счетах этих компаний. В результате объем российского экспорта оказывается занижен на 5% ВВП в год.