В ВШЭ считают прогноз Минфина по доходам бюджета чрезмерно пессимистичным
Эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ) считают прогноз по доходам бюджетной системы в 2013-2015 годах, опубликованный Минфином, чрезмерно пессимистичным, а ограничения на общий объем расходов – излишними. Такой вывод представлен в экспертном докладе НИУ ВШЭ «Об Основных направлениях бюджетной политики на 2013-2015 годы».
Минфин в документе под названием «Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» предположил, что сокращение доходной части бюджета составит 36,2% ВВП в 2015 году (с 38,9% ВВП в 2011 году). Этот показатель строится в основном на таких факторах как снижение нефтегазовых поступлений в результате снижения прогнозной цены нефти.
Другие оценки, которые были сделаны ранее экспертами в рамках работ по «Стратегии-2020», выдавали не менее консервативный сценарий цен на нефть, однако снижение бюджетных доходов при этом выходило более умеренным - до 37% ВВП к 2015 году.
Выпадение нефтегазовых поступлений эксперты отчасти компенсировали расширением доходной базы региональных бюджетов - за счет акцизов, налогов на имущество, роста собираемости основных налогов. При этом, упоминается, что используемый в расчетах Минфина курс рубля к доллару - 29,7 рублей в 2013 году и 31,5 рублей в 2015 году - не соответствует реально складывающейся тенденции.
В докладе, представленном экспертами ВШЭ, указывается на то, что трудно предположить, что рубль в условиях заложенного в прогноз снижения цен на нефть по сравнению с текущими уровнями начнет укрепляться, скорее наоборот. А более слабый рубль позволит бюджету получить дополнительные нефтегазовые доходы. Таким образом, прогноз доходов бюджетной системы выглядит чрезмерно пессимистическим.
Эксперты «Стратегии-2020» в своиз расчетах предложили конструкцию «бюджетного правила», которая допускает сохранение до 2015 года небольшого дефицита федерального бюджета. Однако в итоге была выбрана еще более жесткая формула, обеспечивающая достижение бездефицитного бюджета уже к 2015 году.
Эксперты ВШЭ отмечают, что одновременно с пессимистичной оценкой доходов это накладывает излишние ограничения на общий объем расходов бюджетной системы. Действительно, в отличие от той же «Стратегии-2020», предполагавшей сохранение расходов до 2015 года на уровне 37-38% ВВП, Минфин планирует их снижение до 35,9% ВВП к 2015 году.
При этом структура расходов, предложенная Минфином, по мнению экспертов, не соответствует приоритетам, обозначенным в «Стратегии-2020». В частности, в нее не включены рост расходов на национальную оборону и правоохранительную деятельность уже в 2013 году, недостаточный объем расходов на образование и здравоохранение, сокращение расходов на дорожное хозяйство.