Суд не поверил в причастность Гайдамака к алмазному бизнесу Леваева
Родившиеся в СССР израильские бизнесмены разбирались с экспортом ангольских алмазов в лондонском суде
Суд Лондона в пятницу отказал Аркадию Гайдамаку в иске ко Льву Леваеву по поводу претензий на часть прибыли от торговли ангольскими алмазами. Причиной такого решения стало подписанное сторонами в августе 2011 года, сообщает агентство Bloomberg.
Как пояснил судья Джеффри Вос, Гайдамак в рамках рассмотрения дела не добился доверия к своим словам, на вопросы отвечал сбивчиво и многословно, а в целом исполнял скорее роль собственного адвоката, нежели стороны процесса.
По версии бизнесмена, в 1998 году он предложил Леваеву создать в Анголе совместное предприятие по торговле алмазами. В 2000 году партнеры якобы договорились об условиях экспорта драгоценных камней, разделе собственности и прибыли образованной ими компании Ascorp.
В своих показаниях Гайдамак заявил, что был «одурачен» Леваемым, который обманным путем вовлек его в подписание соглашения. Истец намерен подавать апелляцию на отказ в требованиях. Гайдамак настаивает на том, что с 2004 года не получал причитающихся ему комиссионных, дивидендов и других доходов от СП.
В конце декабря в интервью «Коммерсанту» предприниматель утверждал, что ввел Леваева на ангольский рынок в 1999 году. «Я разработал план контроля за экспортом алмазов, который представил в правительство Анголы. Он был одобрен, и на этом основании было создано предприятие Ascorp, на 51% государственное. 24,5% принадлежало мне, но я тогда находился в крайне сложной ситуации, связанной с преследованиями со стороны Франции, решил, что необходим профессиональный партнер. Ввел Льва Леваева в эту компанию, но мы решили, что официально я не буду партнером, и мои 24,5% были записаны на него», – говорил Гайдамак.
После этого, по его версии, партнеры заключили в единственном экземпляре договор, который, согласно принятым в алмазном бизнесе религиозным правилам, передали на хранение главному раввину России Берлу Лазару. Де-юре Леваев при этом получил исключительное право на экспорт алмазов через Ascorp. «На основании внутренних соглашений с другими акционерами он имел де-факто 70% объемов экспортных продаж. И таким образом, до 2005 года он вывозил алмазов на сумму от $800 млн до $1 млрд в год», – утверждал Гайдамак. В мае в суде истец заявлял, что Берл Лазар потерял соответствующие документы.
В иске он отстаивал версию, согласно которой является с Леваевым паритетным партнером во всех сделках, связанных напрямую или косвенно с Анголой. По статистике таможни африканского государства, на которую ссылался Гайдамак, ответчик за 12 лет экспортировал алмазов приблизительно на $6 млрд.
56-летний Леваев, состояние которого Forbes оценивает в $1,7 млрд (764-я строчка в рейтинге мировых миллиардеров), большую часть жизни прожил в Израиле. С драгметаллами бизнесмен работает еще с конца 1970-х гг. В России он также занимался огранкой бриллиантов. Компания Леваева AFI Development строит жилые и торгово-офисные комплексы в РФ, Израиле и США. Один из последних проектов — торговый центр «Афимолл» в ММДЦ «Москва-Сити». Основным бизнесом Леваева остается торговля бриллиантами.
Гайдамак участвовал и в другом резонансном судебном процессе за рубежом – уже в роли ответчика. В 2000 году во Франции против израильского бизнесмена было выдвинуто обвинение в незаконной продаже оружия все той же Анголе — пресса окрестила дело «Анголагейтом». По данным следствия, в разгар гражданской войны в африканской стране правящий режим Жозе Эдуарду душ Сантуша планировал купить в Европе вооружение, но получил отказ. Тогда власти Анголы обратились к французскому предпринимателю Пьеру Фалькону, который вместе с Гайдамаком организовал поставку оружия на $790 млн. В октябре 2009 года исправительный суд Парижа заочно приговорил Гайдамака к шести годам тюрьмы. В апреле 2011 года срок был сокращен до трех лет.