Standard & Poor’s ожидает смены четверти губернаторов в РФ в 2012 году
Международное кредитное агентство Standard & Poor’s оценило перспективы ожидаемой смены ряда губернаторов в 2012 году. По мнению экспертов S&P, кадровое реформирование корпуса глав субъектов РФ не повлияет на кредитоспособность регионов.
Аналитики предполагают, что в текущем году свои посты могут покинуть примерно четверть из 83 действующих губернаторов. Некоторые главы региональных администраций уйдут в связи с истечением срока их полномочий, часть – из-за слабых позиций «Единой России» в ряде субъектов. Часть губернаторов имеют шансы пойти на повышение в федеральные органы власти. Наконец, последней важной причиной кадровой встряски станет возвращение прямых выборов, предполагают в S&P.
Агентство подчеркивает, что «смена губернатора теоретически может сопровождаться изменениями финансовой стратегии и бюджетной политики, практически она редко приводит к немедленным изменениям, достаточным для изменения оценки кредитоспособности регионов и кредитных рейтингов».
Не увязывают аналитики и «кредитное качество региона» со «способностью и готовностью губернатора удержать свои позиции». С 2005 года ни один руководитель субъекта РФ «не был смещен с должности из-за слабых бюджетных показателей, высокого уровня задолженности или постоянно высокого риска рефинансирования — за исключением случаев явного нецелевого расходования бюджетных средств», констатирует S&P. Многим неэффективным в финансовом аспекте губернаторам, напротив, неоднократно удавалось продлевать свои полномочия, заключают эксперты.
Недостаточно прозрачна, по их оценке, и процедура оценки планов губернатора «в отношении финансовой стратегии».
Политическая реформа, предполагающая возвращение прямых губернаторских выборов, «может показать, как именно избрание того или иного кандидата повлияет на финансовое положение региона, т.е. будет ли оно позитивным или негативным». S&P предупреждает, что, «если победивший кандидат не будет придерживаться взвешенной финансовой политики, что приведет к чрезмерному наращиванию долга и давлению на ликвидность, или будет принимать бюджетные меры, не соответствующие экономическим и финансовым характеристикам региона, это может создать вероятность негативного рейтингового действия». Тем не менее, «долгосрочные преимущества» отказа от назначения губернаторов, по мнению аналитиков S&P, «окажутся значительнее потенциальных проблем».
Прямые выборы могут повысить подотчетность губернатора перед законодательным органом и электоратом региона и в конечном счете содействовать повышению прозрачности и эффективности расходования бюджетных средств, а также устойчивости институциональной структуры, в рамках которой российские регионы осуществляют свою деятельность.