В среду крупнейший онлайн-ритейлер в России — «Озон» (управляет магазином Ozon.ru) — объявил о приобретении интернет-магазина обуви Sapato.ru. Сделка позволит «Озону» «укрепить позиции на российском рынке электронной коммерции», говорится в пресс-релизе компании. Разрешение ФАС на покупку ООО Sapato.ru «Озон» получил еще 1 февраля. Сделка будет закрыта в течение нескольких недель. Когда это случится, «Озон» упрочит свой отрыв от конкурентов на российском рынке.
Стороны не раскрывают сумму сделки, но гендиректор и совладелец Fast Lane Ventures (создатель Sapato) Марина Трещова говорит, что сайт был оценен больше годовой выручки, а акционеры получили больше 100% возврата на свои инвестиции. По оценке источников Forbes, оборот Sapato.ru в 2011 году мог составить порядка $25 млн. Трещова признает, что это похоже на правду. Оборот «Озона» традиционно раскрывается в апреле, но, по словам гендиректора компании Маэль Гавэ, магазин рос в 2011 году быстрее, чем в 2010-м. Это значит, что консервативно оборот магазина можно оценить по меньшей мере в 5,56 млрд рублей, или $189 млн (оборот 2010 года — 4,15 млрд рублей). Совместный оборот двух сайтов в прошлом году составил, таким образом, $215 млн или больше.
Для «Озона» покупка Sapato.ru означает «выход на новый рынок», говорится в пресс-релизе, но это не вполне правда: Ozon.ru продавал обувь по меньшей мере с 2010 года. Покупка Sapato стала отчасти признанием собственного отставания: Гавэ не отрицает, что «Озон» не смог стать лидером рынка. Если верить официальному сообщению, ключевыми факторами при приобретении Sapato стали лояльная и активная клиентская база и высокая узнаваемость бренда. Обувной сайт посещают 2,5 млн пользователей в месяц — это третий по узнаваемости интернет-магазин в России. Сменив владельца, Sapato продолжит работать под собственным брендом.
Sapato был запущен в июне 2010 года фондом Fast Lane Ventures. Бизнес-модель компании, основанной Оскаром Хартманном (KupiVIP), Паскалем Клеманом и Мариной Трещовой (оба — Direct Group) состоит в том, чтобы массово копировать успешные бизнес-модели в российском интернете. Помимо Sapato (прототипом которого стал купленный Amazon за $1,2 млрд американский Zappos), компания запустила еще более 10 компаний, включая купонный сервис KupiBonus и сайт знакомств Teamo. Но обувной сайт стал для Fast Lane первым успешным выходом. «Мы согласились на хорошие условия, — говорит Трещева, — но вообще мы не рассчитываем продавать свои компании так рано». В принципе партнеры собираются развивать каждый бизнес хотя бы 3-5 лет и достигать выручки $100 млн (Sapato — 18 месяцев). Летом прошлого года Sapato.ru привлек $12 млн от инвестфондов Intel Capital, Direct Group, eVenture Capital Partners и Kinnevik.
«Озон» создавался в первую очередь как медийный ритейлер, но в последние годы все больше отходит от этой модели и становится онлайн-гипермаркетом. В частности, на сайте быстро растут продажи детских товаров, одежды и обуви; в 2010 был запущен сайт для продажи авиабилетов — Ozon.travel, который сейчас стал одним из главных драйверов роста (оборот в 2010-м — 898 млн рублей).
Крупнейшим акционером Ozon.ru остается Baring Vostok Private Equity Fund. Миноритарными пакетами в проекте владеют Index Ventures, ru-Net Ltd, крупнейший японский онлайн-ритейлер Rakuten, швейцарский фонд Alpha Associates, Intel Capital, Kinnevik, eVenture и Fast Lane Ventures. Последние стали акционерами «Озона» в результате покупки, которая была оплачена и деньгами, и акциями, не скрывают участники сделки.
В сентябре «Озон» привлек $100 млн инвестиций. Деньги, обещала Гавэ в интервью Forbes, должны пойти на развитие, в частности, на M&A. Sapato стал первым приобретением, на которое «Озон» потратил привлеченные средства (решение о покупке принималось с участием новых акционеров), но, вероятно, не последним. На растущем рынке приходится агрессивно вкладываться в рост.