Сергей Гуриев: «Наверно, какие-то враги мешают Путину»
Местом публикации очередной «предвыборной» статьи Владимира Путина стала газета «Ведомости». В ней премьер-министр и кандидат в президенты России изложил свои взгляды на экономические перспективы страны.
Первая часть статьи отдана анализу экономической ситуации в мире и рассуждениям о месте России в нем. «Никогда не была столь острой борьба за лидерство в глобальной конкуренции, и мы видим, как страны, позиции которых еще вчера казались незыблемыми, начинают уступать тем, к которым еще недавно относились со снисходительным пренебрежением», — начинает Путин. По его словам, никогда еще люди «не сталкивались со столь огромными рисками», но и «возможности человечества никогда не были столь велики».
В подобных условиях, уверен премьер, необходимо «обеспечивать стабильное поступательное развитие нашей экономики, максимальную защищенность наших граждан от ударов кризисов и вместе с тем неуклонное и быстрое обновление всех аспектов хозяйственной жизни — от материально-технической базы до подходов к экономической политике государства».
Сейчас экономика страны, признается Путин, слишком сильно зависит от продажи полезных ископаемых — нефти и газа. Поэтому задачей России является создание «новой экономики». «Нам нужна новая экономика, с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством. Экономика, работающая на современной технологической базе. Нам необходимо выстроить эффективный механизм обновления экономики, найти и привлечь необходимые для нее огромные материальные и кадровые ресурсы», — отмечает Путин.
По его мнению, Россия обязана занять «максимально значительное место в международном разделении труда» не только как поставщик сырья и энергоносителей, «но и как владелица постоянно обновляющихся передовых технологий». Путин предлагает сосредоточиться на следующих отраслях: фармацевтика, высокотехнологичная химия, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность, информационно-коммуникационные технологии, нанотехнологии.
«Необходимо изменить всю идеологию государственного контроля за деятельностью бизнеса, резко ограничив эти функции. Новая стратегия должна основываться на «презумпции добросовестности» бизнеса — исходить из того, что создание условий для деятельности добросовестных предпринимателей важнее возможных рисков, связанных с недобросовестным поведением», — пишет Путин.
Путин также признает, что одной из важнейших проблем для российского частного бизнеса и экономики в целом остается системная коррупция.
«Главная проблема — недостаток прозрачности и подконтрольности обществу в работе представителей государства — от таможенных и налоговых служб до судебной и правоохранительной системы. Если называть вещи своими именами, речь идет о системной коррупции. Издержки для бизнеса могут колебаться — ты можешь заплатить больше или меньше в зависимости от «степени расположения» к тебе определенных людей внутри государственного механизма. Рациональное поведение для предпринимателя в этом случае — не соблюдать закон, а найти покровителей, договориться. Но такой «договорившийся» бизнес, в свою очередь, будет пытаться подавлять конкурентов, расчищать себе место на рынке, используя возможности аффилированных чиновников налоговой, правоохранительной, судебной системы, вместо того чтобы повышать экономическую эффективность своих предприятий», — говорится в статье.
Все вместе это приводит к снижению инвестиционной привлекательности страны, ухудшению делового климата, отмечает премьер.
При этом, отмечает Путин, сложившаяся ситуация отчасти является следствием «наших действий в конце 1990-х — начале 2000-х годов». «Борьба тогда шла между теми, кто присвоил в 1990-е годы основные денежные потоки от продажи сырья и энергоносителей, и теми, кто хотел вернуть их государству и использовать на благо всего общества. Считаю, что мы тогда поступили правильно, повысив влияние государства в сырьевых отраслях», — пишет глава правительства.
Правильным это является не только потому, что кое-кто из олигархов пытался продолжать впрямую «покупать политику», продолжает Путин. «В самом начале моего первого президентского срока мы столкнулись с настойчивыми попытками продать за рубеж ключевые активы. Сохранение в частных руках нескольких человек стратегических ресурсов страны в перспективе пяти-десяти лет означало, что контроль за нашей экономикой будет осуществляться извне», - пишет он.
Сергей Гуриев, ректор Российской экономической школы:
В статье в принципе все сказано верно. Единственное — когда Путин говорит о том, почему к нам не приходит капитал, он почему-то обращает внимание на размер рынка и думает, что объединение с Белоруссией и Казахстаном увеличит привлекательность инвестиций в Россию. На самом деле, конечно, влияние изменения размеров рынка будет не очень большим по сравнению с другими факторами. Которые, впрочем, указаны верно. Как, например, системная коррупция и т. д. и т. п.
Почему красивые планы, описанные в статье, не были воплощены в жизнь раньше? Не знаю, наверное, какие-то враги мешали реализовать все то, о чем он говорил. Приватизировать государственные активы, повысить эффективность государственных расходов, отказаться от откатов, разорвать обвинительную связку между судами и правоохранительными органами, победить системную коррупцию, наладить макроэкономическую стабильность. А приоритеты в статье выстроены верно. И Путин, кстати, о них давно говорит. Да и президент Медведев. Только Медведев в таких речах употребляет слово «модернизация», а Путину больше нравятся выражения «диверсификация» и «повышение конкурентоспособности».
Судя по результатам, «план Путина» пока не соответствует той экономической политике, которая проводилась. Коррупция не снижается, инвестиции не притекают, а утекают, длинные деньги пока не возникли, откаты пока есть, роль государства в экономике растет, а не снижается. То есть пока деятельность и усилия Путина не привели к реализации поставленных в статье задач. Может быть, этому не способствуют внешние факторы? Но цены на нефть вроде бы работают в пользу России.
В приоритетах развития отраслей, которые расставляет Путин, нет ничего нового. Каждый может в них узнать наш давнишний проект — нанотехнологии и пять приоритетов Медведева, которые были им выдвинуты 3 года назад. В этом, в принципе, нет ничего страшного. Другое дело, Путин правильно говорит, что пока наши попытки работать над этими отраслями не привели к созданию конкурентоспособных национальных чемпионов. В этих отраслях нужно обязательно провести аудит того, что произошло. Потому что пока, видимо, его не проводили. Тогда у нас будет понимание, правильная это была политика или нет.
Но когда начинаешь думать о других озвученных проблемах, как, например, системной коррупции, откатах в размере 1-2% ВВП и т. д., вопросы вроде того, будет ли у нас создана корпорация «Роснано» или не будет, кажутся не такими важными.
Путин говорит, что у него есть четкий план приватизации и реструктуризации госкомпаний. Но пока не видно, чтобы этот план начинал реализовываться. Более того, пока он даже не опубликован. Хотя, может, этот план где-то и есть, просто я пока не в курсе.
Премьеру очень не нравится, когда страна становится «территорией для организации сборочных производств». В этом нет ничего страшного. Конечно, хочется не только производить то, что придумали другие, но и самим что-то придумывать. И я думаю, что когда все те проблемы, о которых говорит Путин, будут решены, когда у нас появятся несколько конкурентоспособных университетов мирового уровня, когда у нас будет хороший инвестиционный климат, когда участие государства в экономике будет минимальным, тогда и собственные технологии у нас появятся.
В целом, на мой взгляд, программа отличная. Но многие избиратели могут задаться вопросом, почему Владимир Путин не выполнил эту программу раньше. Что ему мешало раньше бороться с коррупцией и откатами? И тогда, возможно, у Путина не будет шанса выполнить эту замечательную программу, о чем нам останется только сожалеть.
Свою первую статью Путин опубликовал в газете «Известия» две недели назад. Она называлась «Россия сосредотачивается — вызовы, на которые мы должны ответить». Подробнее о ней вы можете прочитать в материалах «Государственная машина с мелкими поломками», «О чем не написал Владимир Путин» и «Политическая филология: Путин не для всех». За ней последовала статья в «Независимой газете», в которой премьер предложил ужесточить правила регистрации мигрантов и ввести уголовную ответственность за нарушение миграционных норм.