WSJ: Дерипаска оказался в центре скандала в рамках слушаний иска Березовского
Олег Дерипаска оказался в центре скандала в рамках рассмотрения иска Бориса Березовского к Роману Абрамовичу в Высоком суде Лондона. Об этом в понедельник сообщает газета The Wall Street Journal.
По информации издания, активное обсуждение в рамках процесса нюансов приватизации алюминиевых активов в РФ в 1990-х гг. может нанести вред репутации владельца «Русала» и повлиять на исход его предстоящего судебного разбирательства с Михаилом Черным.
Речь идет об одном из ключевых доказательств обвинения – расшифровке тайно записанного разговора между Березовским и Абрамовичем в парижском аэропорту Ле Бурже в декабре 2000 года. Во время беседы бизнесмены якобы обсуждали, в том числе, и деловые связи Дерипаски и Черного. Последний, напомним, утверждает, что владелец «Русала» незаконно экспроприировал его долю в алюминиевом бизнесе, и требует от бывшего партнера компенсации в £2,5 млрд ($4 млрд). Дерипаска же настаивает на том, что никогда не имел с Черным общих деловых интересов.
Переговоры между Березовским и Абрамовичем в Ле Бурже состоялись при участии Бадри Патаркацишвили. Именно покойный деловой партнер истца якобы сделал запись беседы. В аэропорту предприниматели обсуждали детали общего бизнеса. Расходятся Березовский и Абрамович лишь в трактовке произнесенных в 2000-м слов.
Согласно позиции истца, ответчик вынудил его продать по цене ниже рыночной доли в «Сибнефти» и «Русале» под угрозой экспроприации активов Кремлем. Абрамович же утверждает, что выплаченные им Березовскому в начале 2000-х $1,3 млрд являлись его платой за «политическую протекцию».
По информации WSJ, в Ле Бурже истец, в частности, сообщил собеседнику, что им необходимо «легализовать» их интересы в алюминиевом секторе. По версии Березовского, эти слова означали, что партнерам пора сделать «видимым» его участие в активах, чтобы в будущем, после эмиграции, он смог получать дивиденды.
Абрамович в ответ на реплику истца заявил о невозможности «легализации». По его словам, такое решение повлекло бы за собой необходимость аналогичного шага со стороны второй стороны в их совместном предприятии. Речь, согласно предположению. WSJ, в данном случае шла именно о Дерипаске.
«Если мы решимся на легализацию, им придется сделать то же. Они не могут существовать в ситуации, когда одна половина компании легализована, а вторая – нет», – констатировал Абрамович, после чего Березовский согласился с ним. По версии ответчика, бизнесмены обсуждали именно изменение структуры «протекционистских» выплат, чтобы сделать их легальными в понимании действующего на Западе законодательства о борьбе с отмыванием денежных средств.
После слов о «легализации» Абрамович продолжил: «Тогда им всем придется открыться: Быкову, Мише, Антону и Аксену, и Олегу Дерипаске с [его]… компаниями». По версии Березовского, его собеседник в данном случае перечисляет реальных совладельцев «Русала» на тот момент. «Миша» – Михаил Черной, «Быков» – бывший глава КрАЗа Анатолий Быков, «Антон» – лидер «измайловской» преступной группировки Антон Малевский.
Истец настаивает на том, что слова его процессуального оппонента нельзя истолковать иначе, кроме как признание того, что Абрамовичу были известны настоящие акционеры «Русала», подтвердил WSJ представляющий интересы Березовского адвокат Марк Хастингс.
Официальный представитель Дерипаски сообщил изданию, что тот «никогда не был бизнес-партнером кого-либо из упомянутых ответчиком лиц». «Более того, он уже объяснял английскому суду, что в 1990-х стал жертвой рэкета со стороны Михаила Черного и Антона Малевского», – напомнили в пресс-службе предпринимателя.
Черной, который ранее отказался дать свидетельские показания в рамках дела «Березовский против Абрамовича», со своей стороны, подчеркнул, что в апреле 2012 года, когда начнутся слушания его иска к Дерипаске, еще получит возможность представить свою аргументацию. «Конечно же, мы были партнерами», – добавил он, пообещав доказать этот тезис в следующем году.
Версию Дерипаски подтверждает Абрамович. По его словам, у него был «только один партнер в «Русале» – нынешний владелец алюминиевой компании. Упоминание же его имени в ряду криминальных авторитетов и авторитетных бизнесменов ответчик объясняет тем, что все перечисленные лица могли предпринять попытку оказания давления на предпринимателя.
Выступление Абрамовича на слушаниях в Лондоне начнется уже в понедельник. В минувшие выходные показания против него дал бывший совладелец ЮКОСа Леонид Невзлин. По его словам, экс-глава нефтяной компании Михаил Ходорковский лично видел документы, подтверждающие тот факт, что Березовский являлся ключевым акционером «Сибнефти». Свидетель при этом подчеркнул, что истец обладал в компании решающим голосом.