Эксперты: пилот рухнувшего под Ярославлем Як-42 тормозил во время взлета
Специалисты Летно-испытательного института имени Громова завершили серию экспериментов по установлению причин сентябрьской катастрофы самолета Як-42 под Ярославлем. В крушении, унесшем жизни 44 человек, напомним, погиб весь основной состав хоккейного клуба «Локомотив».
Как сообщает в среду газета «Коммерсантъ», результаты исследований в институте Громова подтвердили гипотезу о том, что воздушное судно разбилось из-за ошибки одного из пилотов, не убравшего ногу с педали тормоза во время взлета Як-42. Эксперименты стали документальным подтверждением этой версии.
При этом были исключены другие вероятные причины катастрофы, в том числе, технические неисправности и качество топлива. Специалисты также убедились, что тормозящий момент на колесах самолета также стал не следствием отказавшей техники, а человеческого фактора.
На этот раз в отличие от предыдущих пяти испытательных полетов к штурвальной колонке Як-42 был присоединен специальный прибор – динамометр, измеряющий усилия рук пилота. Расшифровка данных бортового самописца показала, что руль высоты еще во время разгона был отклонен сначала до 10 градусов, а затем, перед отрывом от земли, до 13 градусов. Когда воспроизвести эту ситуацию попытались эксперты, им понадобилось, согласно показаниям динамометра, усилия рук в десятки килограммов.
Обеспечить отклонение, не упираясь ногами в педали тормозов, испытатели не смогли. Удержать же руль высоты в положении 13 градусов пилоту удалось в течение нескольких секунд. Для того чтобы обеспечить требуемое усилие в 64 кг, испытателю пришлось «что есть мочи давить на тормоза», отмечает источник «Коммерсанта».
По информации издания, разогнавшись и установив руль высоты в штатное положение 5 градусов, испытатели просто убрали руки и ноги с органов управления машины, и Як-42 уверенно поднялся в воздух. По словам участников испытаний, данный факт говорит о том, что, если бы пилот в роковой день вообще устранился от управления, взлет прошел бы нормально.
Результаты испытаний в институте Громова лягут в основу отчета технической комиссии о причинах катастрофы под Ярославлем.