Польская комиссия: российские диспетчеры во время посадки Ту-154 находились под давлением
Российские авиадиспетчеры находились под давлением и не проинформировали экипаж польского самолета Ту-154, который разбился 10 апреля прошлого года под Смоленском, об уходе с курса. К такому выводу пришла польская комиссия по расследованию катастрофы, в результате которой погибли 96 человек, в том числе президент Польши Лех Качиньский.
Согласно заявлению, которое зачитал на специальной пресс-конференции замруководителя комиссии Мирослав Гроховский, смоленские диспетчеры совершили много ошибок. В частности, по версии польской стороны, экипаж не был своевременно проинформирован о том, что Ту-154 находился ниже курса. Диспетчеры не предупредили пилотов и о плохих погодных условиях и запасных аэродромах, считают в Варшаве.
При этом не уточняется, кто именно и в какой форме мог оказывать давление на работников аэродрома. Глава МВД Польши Ежи Миллер, выступая на пресс-конференции, выразил надежду, что из трагедии под Смоленском будут сделаны выводы. По его мнению, это «не только в польских, но и в российских интересах».
Министр заверил, что польская комиссия готова в будущем продолжать сотрудничество с российскими коллегами для установления всех обстоятельств катастрофы. «Мы представили только два видеофрагмента, касающиеся нашей работы. Эти два фрагмента касаются наших замечаний к докладу МАК», – отметил Миллер, подчеркнув, что «это еще не полный анализ».
Напомним, Межгосударственный авиакомитет 12 января обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами – недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа. Также МАК установил, что в кабине пилотов во время посадки находился главком ВВС Польши Анджей Бласик, в крови которого был обнаружен алкоголь.
Эксперт, близкий к ходу расследования, сообщил РИА «Новости», что польская сторона в своей видеореконструкции извратила суть происходившего. Польская комиссия заявила, что посадка на смоленском аэродроме первого польского самолета Як-40 происходила якобы без разрешения от диспетчера, и на реконструкции, когда пилоту удается посадить самолет, слышны слова диспетчера: «Молодец».
«Выдергивая отдельные фразы из разговоров в диспетчерском пункте, польская сторона не реконструирует происходившие события, а извращает их суть», – подчеркнул эксперт.
Для примера он привел посекундную расшифровку того, как в реальности обсуждался заход на посадку польского Як-40.
09.08.45 - Як-40: Польский 031, разрешите заход на посадку.
09.08.51 - Руководитель полетов: 031, выполняйте заход, удаление 16.
09.08.57 - Руководитель полетов: Разрешил.
09.08.59 - Як-40: Разрешил, 031.
09.09.03 - Руководитель полетов: Разрешил, 031, я "Корсаж".
В связи с эти эксперт посоветовал польской стороне «аккуратнее обращаться» с объективными данными и не допускать их передергивания.
Польская сторона утверждала также, что диспетчеры не дали вовремя команду «горизонт» для российского Ил-76.
Что касается захода на посадку российского самолета Ил-76, то диспетчер, как можно увидеть из стенограммы разговоров в диспетчерском пункте, давал команду: «Посадка дополнительно», что означает «Посадка не разрешена», а также сказал о необходимости ухода на второй круг, напомнил эксперт.