Доступ к банковским кредитам под плавающие процентные ставки сократит стоимость заимствований для городов и регионов в краткосрочной перспективе, но увеличит их подверженность процентному риску из-за ограниченных возможностей по хеджированию, предупреждает рейтинговое агентство Fitch.
Правительство 6 октября внесло поправки в федеральное законодательство о государственных закупках, что позволило российским городам и регионам привлекать банковские кредиты под плавающую ставку с привязкой к ключевой ставке ЦБ, которая была снижена с 10,5% до 10% в сентябре. Ранее при использовании банковских кредитов регионы и муниципалитеты должны были платить фиксированную процентную ставку.
Внесенные правительством корректировки должны снизить процентные расходы местных и региональных органов власти, так как существующие банковские кредиты с фиксированной ставкой будут рефинансироваться по более низкой ставке, считают в Fitch, но экономия первоначально будет небольшой и будет зависеть от надбавки сверх ставки ЦБ, которую будут брать банки.
По мнению аналитиков агентства, долгосрочные преимущества могут быть более заметными, если Центробанк продолжит постепенно понижать ставки в 2017 и 2018 гг. (по прогнозу Fitch, до 8,5% в конце 2017 г. и до 7,5% в конце 2018 г.).
По данным Fitch, в начале 2015 года городам и регионам приходилось рефинансировать краткосрочный долг по ставкам, близким к 25%.
Использование привязки к ключевой ставке должно сделать ситуацию c финансированием менее волатильной, но пока не ясно, насколько эффективно местные и региональные органы власти смогут управлять процентным риском, предупреждают аналитики Fitch. Управление долгом всегда было консервативным и ориентированным на минимизацию процентных расходов у регионов, но существовавшие прежде ограничения по заимствованиям с плавающей ставкой означают, что способность субъектов Федерации осуществлять хеджирование на случай роста ставок пока не была проверена на практике, говорится в исследовании Fitch: российские банки не имеют значительных заимствований с плавающей процентной ставкой, и хеджирование процентного риска в России является недостаточно развитым и дорогостоящим.
По данным Минфина, совокупный профицит регионов на 1 сентября составлял 410 млрд. руб. Однако этот профицит в значительной мере отражает эффект отложенного исполнения капитальных расходов, и по прогнозам Fitch, более высокие расходы в четвертом квартале приведут к годовому дефициту около 180 млрд. руб., или 8% от суммарного долга регионов, что ниже уровня в 12% в 2015 г.