Минфин предложил оперативно изменить Бюджетный кодекс
Минфин планирует при помощи парламента оперативно изменить ряд статей Бюджетного кодекса России, которые сформулированы ведомством в виде поправок ко второму чтению законопроекта о переносе даты внесения в Госдуму бюджета на 2017 год, пишет газета «Коммерсантъ».
Власти объяснили перенос тем, что избираемый 18 сентября новый состав нижней палаты получит реальную работоспособность не ранее ноября.
Как напоминает издание, к этой возможности провести бюджет-2017 через парламент быстрее, чем обычно, Белый дом добавил пространство для маневра еще и по текущему бюджету. В этом году правительство отказалось от традиционной весенней правки закона о бюджете, отложив решение проблемных вопросов вроде индексации пенсий, финансирования «антикризисного плана» и большой приватизации на поствыборный период. Поправки к бюджету-2016, как объявил, выступая в Госдуме премьер-министр Дмитрий Медведев, будут представлены палате лишь осенью, так что новоизбранным парламентариям в ноябре - декабре этого года предстоит сложная задача утверждения двух разных по конструкции бюджетов — однолетнего на 2016 год и трехлетнего на 2017-2019 годы — практически одновременно.
Такие особенности выборного года привели к тому, что Минфину для исполнения текущего бюджета теперь приходится править непосредственно сам Бюджетный кодекс — добавляя себе полномочий. По данным издания, подготовленные ведомством поправки дают правительству возможность без участия Госдумы (то есть без внесения изменений в закон о бюджете) править бюджетную роспись расходов. Речь идет о перераспределении в 2016 году ассигнований на поддержку экономики и социальной сферы сверх средств антикризисного фонда Белого дома (65 млрд рублей) и сверх «президентского резерва», образованного заморозкой пенсионных накоплений 2015 года (342,2 млрд рублей). Также правительство хочет по своему усмотрению перераспределять деньги внутри ФЦП Крыма и Севастополя и по мероприятиям программы развития системы ГЛОНАСС. Кроме того, поправки предоставляют Минфину возможность при необходимости перераспределять средства на субсидии для финансирования государственного задания, а также на обслуживание госдолга (в бюджете-2016 заложен курс 63,3 рубля за 1$, поэтому денег на выплаты по долгам может понадобиться больше).
Еще одна поправка позволяет замещать в 2016 году трудно реализуемые из-за санкций внешние заимствования внутренними. Предусмотрена поправками, впрочем, и обратная замена — внутренних займов внешними — исходя из ситуации на рынке долговых инструментов. Две поправки посвящены не расходной, а доходной части текущего бюджета. Первая продлевает на год временную норму о перечислении в федеральный бюджет не 75%, а 90% прибыли Центрального банка. Такое изъятие прибыли регулятора на покрытие дефицита казны уже было проведено в этом году. Как следует из опубликованного на прошлой неделе годового отчета ЦБ, с прибыли 2015 года в 113 млрд рублей банк направил бюджету 101 млрд рублей. В такой же пропорции ЦБ предстоит поделиться доходами и по итогам 2016 года.
Еще более решительно — сразу до 1 февраля 2020 года — Минфин планирует продлить действие нормы о направлении доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ФНБ) на текущие расходы бюджета, а не на накопление, как это было в докризисный период. По действующему законодательству такое «проедание» процентов с государственной «кубышки» должно завершиться 1 февраля 2017 года. Согласно отчетности Минфина, в 2015 году в бюджет от управления деньгами Резервного фонда было зачислено 50,5 млрд рублей, ФНБ — 83,2 млрд рублей. В условиях дефицита бюджета, который пока, по признанию самого Минфина, не укладывается в требуемые президентом 3% ВВП, отказаться от этого источника, по всей видимости, было невозможно.