«Трансаэро» заподозрили в экономии на техобслуживании самолетов
Банки, сдававшие в лизинг «Трансаэро» самолеты, столкнулись с тем, что в последний год «Трансаэро» для того, чтобы избежать расходов на техническую профилактику, снимала запчасти с одних самолетов и ставила на другие. Таким образом, запчасть, принадлежавшая одному лизингодателю, оказывалась на самолете, принадлежащем другому, пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники.
В первую очередь, по словам источника, речь идет о замене двигателей, профилактика которых занимает около месяца. По данным издания, такая разукомплектованность наблюдается более чем у 20 самолетов авиакомпании.
В финансовом лизинге у авиаперевозчика находились 64 самолета от «ВЭБ-Лизинга», «ВТБ-Лизинга» и «Сбербанк-Лизинга». Так как 21 октября был аннулирован сертификат эксплуатанта компании, лизингодатели начали говорить о проблемах, связанных с возможным списанием долга «Трансаэро» за лизинг и проблемах с простоем флота.
Ранее глава ВЭБа Владимир Дмитриев заявлял, что из-за ситуации с «Трансаэро» «ВЭБ-Лизингу» может потребоваться докапитализация 30 млрд рублей. Совладелец авиакомпании «Сибирь» (S7) Владислав Филев, который намерен приобрести контрольный пакет «Трансаэро», ранее сообщал газете о том, что начало банкротства авиакомпании может означать, что банкам будет сложно «вытащить» свои самолеты: «Какая-то часть платежей за самолеты принадлежит «Трансаэро», поэтому какая-то их часть попадет в конкурсную массу при банкротстве. Флот не будет летать, пока будет разбирательство о банкротстве».
Источник издания отметил, что сейчас лизинговые соглашения заключаются по английскому праву, тогда право собственности на судно переходит к лизингополучателю только после полной выплаты суммы, а внесенные ранее платежи не дают ему никаких отдельных прав.
По условиям лизинговых договоров имущество должно быть передано назад в соответствии с актом приемки-передачи, при недостаче каких-либо запчастей лизингополучатель может понести ответственность вплоть до уголовной. Один из собеседников «Коммерсанта» подчеркнул, что даже если банк согласится принять имущество в иной комплектации, новый лизингополучатель должен будет принять на себя ответственность за эксплуатацию самолета с «чужим» двигателем.
29 октября стало известно, что «Аэрофлоту» перейдут не менее 14 самолетов Boeing 737NG в операционный лизинг от Сбербанка, предназначавшихся авиакомпании «Трансаэро».
Осенью 2015 года «Трансаэро» прекратила платить по долгам, сумма которых достигла 260 млрд рублей. В начале сентября правительство решило спасти «Трансаэро». Предполагалось, что контроль над авиакомпанией перейдет «Аэрофлоту», который за 1 рубль выкупит 75% плюс 1 акция «Трансаэро». Но акционеры «Трансаэро» не успели консолидировать необходимый пакет акций к сроку, и 1 октября «Аэрофлот» отказался от оферты.
В середине октября два из основных кредиторов авиакомпании, Сбербанк и Альфа-банк, подали иски о банкротстве «Трансаэро». 27 октября иск подал Газпромбанк.
20 октября стало известно, что совладелец авиакомпании S7 Владислав Филев договорился о покупке контрольного пакета «Трансаэро». 21 октября Минтранс сообщил, что подписан приказ об аннулировании сертификата эксплуатанта «Трансаэро» с 26 октября. 26 октября «Трансаэро» прекратила полеты и объявила о намерении подать заявление о банкротстве.
Перевозкой большей части пассажиров «Трансаэро» занялся «Аэрофлот», пообещавший государству трудоустроить более 6000 из 10 000 сотрудников «Трансаэро».