МЭР исключило рост экономики до 2018 года при цене нефти $40
Минэкономразвития подготовило консервативный вариант прогноза, который предполагает, что цены нефти в ближайшие годы зафиксируются на уровне $40 за баррель, а экономика России начнет расти только с 2018 года, сообщил глава ведомства Алексей Улюкаев на заседании правительства в четверг, 8 октября.
Улюкаев отметил, что сохранение цен нефти на уровне $40 — это «максимально негативная (ситуация) для восстановления экономического роста», передает «Интерфакс». «В 2016 году в этом сценарии падение экономики может составить 1%, в 2017 году ожидается стабилизация и лишь в 2018 году экономика может перейти к росту», — рассказал министр.
При этом он заметил, что даже базовый вариант цены на нефть «достаточно консервативный». Сейчас базовый вариант МЭР прогнозирует цену нефти в 2016 году в $50 за баррель, в 2017 году — в $52 за баррель и в 2018-м — $55 за баррель, напомнил Улюкаев. «В то время как консенсус-прогноз инвестиционных банков и аналитиков показывает более высокие цифры — $57 в 2016 году, $64 — в 2017 году и $69 в 2018 году», — сказал он.
Глава Минэкономразвития рассказал, что наряду с базовым и консервативным сценарием ведомство разработало так называемый целевой сценарий. «В целевом сценарии при той же конъюнктуре цен на сырьевые товары, что и в базовом варианте, мы предлагаем возможности более активного использования инструментария экономической политики для достижения базовых целей — 4% по инфляции, рост производительности труда не менее 5% в год и выход к концу рассматриваемого периода на темпы экономического роста выше среднемировых», — сказал Улюкаев.
По его словам, это предполагает рост инвестиций на уровне 7,9% в год, выход на уровень валового накопления в 22% ВВП, что на 3 процентных пункта больше, чем сейчас. «При таком развитии событий, рост ВВП в 2016 году составит 2,3% с последующим ускорением до 3,3% в 2017 году и 4,4% в 2018 году, что выше среднемировых значений», — описал Улюкаев.
О том, что Минэкономразвития подготовило новую версию макропрогноза с целевым сценарием, сообщил «Коммерсантъ» в сентябре. Практика целевых сценариев в том или ином виде в МЭР существовала в 2007-2013 годах, отмечает газета. Такие сценарии не допускают событий, которые не зависят от правительства (например, отмена санкций). Условием реализации целевого сценария чиновники объявляют некоторый комплекс действий, который надлежит совершить правительству в предстоящий период.