МТС и «Вымпелком» расскажут банкам о платежеспособности своих клиентов
«Вымпелком» и МТС совместно с несколькими банками запустили пилотный проект по оценке потенциальных заемщиков (скорингу) на основании анализа big data (массивов данных) о своих абонентах, сообщает газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники на банковском рынке в среду, 27 мая.
По данным газеты, в проекте принимают участие около 20 банков. Этим банкам операторы мобильной связи продают скоринг-балл, сформированный на основании информации о потребительском поведении клиента. Стоимость своих скоринговых услуг операторы «большой тройки» не раскрыли.
Представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева в беседе с изданием подтвердила эту сведения, отметив, что «пока о коммерческой эксплуатации говорить рано». В МТС сообщили, что компания уже провела пилотный проект по скорингу абонентов с несколькими банками и сейчас занимается выполнением технического решения по оценке рисков заемщика.
Собеседник издания добавил, что готовый продукт планируется представить до конца 2015 года. Один из источников, знакомый с деталями проекта «Билайна», пояснил, что в рамках этого проекта оператор намерен использовать данные о платежах клиента за мобильную связь, а также информацию, полученную с помощью геолокации. Операторы посмотрят, что клиент покупает, пользуется ли автомобилем и ездит ли за рубеж.
В МТС рассказали, что оператор оценит риски заемщика с помощью анализа информации о его отношениях с оператором, в том числе, частоты смены номера, степени регулярности пополнения баланса и количества вхождения в блокировку номера.
По словам юристов, мобильные операторы и банки при использовании этой схемы не несут рисков на законодательном уровне. Управляющий партнер Legal Capital Partners Дмитрий Крупышев объяснил, что закон «О персональных данных» не запрещает юридическим лицам обмениваться какой-либо цифровой комбинацией по конкретному абоненту, в случае его согласия на обработку персональных данных и передачу их третьим лицам.
По мнению участников банковского рынка, эта схема будет полезна. «Это, конечно, не замена данным бюро кредитных историй, так как не может показать кредитную нагрузку заемщика, а также его платежную дисциплину, однако банку интересна любая дополнительная информация о нем, если стоимость такой услуги будет экономически обоснована», — считает член правления ОТП-банка Сергей Капустин.