Банки отказались кредитовать закупку вагонов московского метро
У правительства Москвы возникли сложности с привлечением кредита у крупных банков под контракт на закупку 1500 вагонов метро общей стоимостью до 260 млрд рублей — Сбербанк, Газпром, ВТБ и ЕБРР не устраивают условия кредитования, пишет в пятницу, 6 июня, "Коммерсантъ" со ссылкой на источники на рынке.
По словам одного из них, на эту тему состоялось несколько совещаний с участием Сбербанка, Газпромбанка, ВТБ и ЕБРР, но стороны не согласовали параметры кредита. Как поясняет собеседник издания, заемщиком должен стать производитель, который выиграет тендер, но при этом Москва отказывает напрямую участвовать в сделке и предоставить банкам гарантии по кредитам. Он также отмечает, что город отказывается передавать вагоны банкам в залог по кредиту и не согласен на лизинговые схемы. Вместо этого вагоны планируется передать в залог метрополитену, который при досрочном прекращении контракта получит их в собственность с обязательством выкупа в рассрочку.
Другой источник "Ъ" отметил, что схема была представлена на совещании у замглавы департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Гамида Булатова. Ее поддержал руководитель департамента экономической политики и развития Москвы Максим Решетников. В аппарате последнего ситуацию не стали комментировать. В Газпромбанке и ЕБРР на запрос газеты не ответили, а в ВТБ и Сбербанке от комментариев отказались.
В то же время, источник "Ъ" в одном из банков подтвердил трудности с предоставлением кредита. Он отметил, что ставка заимствования в контракте довольно низкая, а метрополитен не является надежным заказчиком. "Это самоубийство со стороны производителей подписывать контракт с метрополитеном", — полагает собеседник издания. По его мнению, Москве стоит сменить заказчика на "более надежное бюджетное учреждение".
Представитель департамента Москвы подтвердил, что наличие прямых обязательств города по оплате контракта не предусмотрено. В то же время, там напомнили, что метрополитен ежегодно получает из бюджета не менее 26 млрд рублей субсидий. По мнению чиновников, компромиссом может стать решение о долгосрочном субсидировании ГУПа в текущих параметрах.
Газета напоминает, что Москва начала подготовку к конкурсу в конце 2011 года. Первый этап тендера по контракту жизненного цикла (с гарантией на обслуживание вагонов на 30 лет) состоялся в феврале 2014 года. Поставщиком 832 вагонов был выбран "Трансмашхолдинг". Сумма контракта составляет 143,9 млрд рублей.
Стартовая цена нового конкурса не раскрывает, но, как полагает "Ъ", исходя из цены прошлого контракта, она может составить порядка 260 млрд рублей. По информации издания, Москва будет расплачиваться за поставку вагонов до 2035 года, за сервисное обслуживание — до 2050 года включительно. Одним из условий конкурса также станет обязательная локализация производства на уровне не менее 70%.