КС признал закон об НКО-иностранных агентах соответстующим Конституции
Конституционный суд России признал во вторник соответствующими Конституции нормы законодательства о некоммерческих организациях (НКО), выполняющих функции иностранного агента, следует из сообщения, опубликованного на сайте КС.
«Оспариваемые нормы законодательства о некоммерческих организациях не противоречат Конституции Российской Федерации», — говорится в провозглашенном постановлении суда.
В материалах суда поясняется, что, участвуя в политической деятельности, НКО затрагивает права и свободы всех граждан, а получение такой организацией средств из иностранных источников не исключает возможности ее использования в интересах спонсоров. Таким образом, подчеркнул суд, законодательное выделение подобных НКО «согласуется с обеспечением конституционно значимых публичных интересов, а также защитой государственного суверенитета».
По мнению Конституционного Суда данные нормы законодательства не предполагают вмешательства государства в работу НКО. Они устанавливают уведомительных порядок формирования реестра НКО и не препятствуют их финансированию из российских или зарубежных источников, не лишают НКО права на судебную защиту.
Оспариваемая норма КоАП также не противоречит Конституции страны: она не имеет обратной силы и предусматривает ответственность, только если организация не направила в установленном порядке заявление о включении в реестр иностранных агентов.
Конституционный суд признал вместе с тем, что предусмотренный этой нормой КоАП размер штрафов для физических и юридических лиц противоречат Конституции, поскольку не позволяет назначить наказание ниже низшего предела. В этой связи КС предписал законодателям внести соответствующие изменения в КоАП.
Суд постановил, что признание конкретных НКО выполняющими функции иностранного агента не означает указания на исходящую от них угрозу государственным и общественным институтам. «Любые попытки обнаружить в словосочетании «иностранный агент» отрицательные контексты, опираясь на стереотипы советской эпохи, лишены конституционно-правовых оснований», — отмечается в материалах суда.
Суд считает, что для признания деятельности НКО политической она должна быть направлена на воздействие на государственную политику или на формирование соответствующего общественного мнения. В отсутствие подобных целей, даже если организация занимается критикой властей или вызывает в обществе оппозиционные настроения, она не может считаться выполняющей функцию иностранного агента.
Слушание дела о проверке конституционности отдельных положений законодательства о НКО и Кодекса РФ об административных правонарушениях состоялось по жалобе уполномоченного по правам человека в России, ряда граждан и фонда «Костромской центр общественных инициатив».