ВШЭ назвала стагнацию оптимистическим сценарием для России
Сводный опережающий индекс (СОИ), рассчитываемый Центром развития НИУ ВШЭ, в феврале составил минус 1,1%, снизившись четвертый месяц подряд, что говорит о возможном сценарии экономического спада в России, а неснижающаяся проявляет риски перехода от стагнации к стагфляции, следует из обзора "Комментарии о государстве и бизнесе" за 22 февраля — 7 марта.
"Главным фактором ухудшения СОИ осталась слабая динамика внутреннего спроса (новых заказов и закупок сырья и материалов). Динамика индекса указывает на то, что сценарий экономического спада для России становится основным", — приводит "Интерфакс" выдержки из обзора Центра развития. Кроме того важную роль сыграло падение фондового индекса, вызванное продолжающимся оттоком капитала.
В обзоре подчеркивается, что при расчете февральского СОИ не был учтен 12%-ный обвал российского фондового рынка 3 марта, вызванный ситуацией на Украине.
10-процентная девальвация рубля к доллару и евро, случившаяся в январе-феврале, слегка улучшила ситуацию, немного повысив конкурентоспособность российских производителей. Однако, по мнению аналитиков центра, этого явно недостаточно для того, чтобы переломить негативные тренды. Кроме того в ближайшие месяцы в экспортных операциях могут возникнуть дополнительные издержки, значительно превышающие текущий уровень ослабления национальной валюты.
Даже при хорошем сценарии (вероятность которого приходится признать достаточно низкой) "топтание" экономики на месте может продлиться еще несколько кварталов, подчеркивается в обзоре. При неблагоприятном сценарии спад производства уже в скором времени представляется практически неизбежным.
По мнению аналитиков, Банку России в 2014 году, скорее всего, не удастся удержать инфляцию в годовом таргете в 5%. Вызвано это тем, что "предпосылки для дальнейшего ослабления рубля носят фундаментальный характер.
"Если наши прогнозы дальнейшего торможения экономики и одновременной реализации инфляционного потенциала текущей весной оправдается, то разговоры о стагнации можно будет смело перевести в разряд оптимистических сценариев. Суровой правдой жизни может стать стагфляция", — делают вывод авторы прогноза их Центра развития НИУ ВШЭ.
Стагфляции в России в настоящее время нет, заявил 17 января заместитель министра экономического развития Андрей Клепач комментируя заявление первого зампреда ЦБ Ксении Юдаевой. Клепач отметил, что риски и угрозы в российской экономике остаются и для их устранения необходимо обеспечить замедление инфляции. Ускорение, произошедшее в 2013 году, «носит структурный характер и связано с продовольственными ценами», сказал Клепач.
15 января первый зампред Банка России Ксения Юдаева на Гайдаровском форуме заявила, что в России «можно говорить о такой проблеме, как стагфляция». «То есть об экономическом росте и его резком замедлении, сопровождающемся при этом всплеском инфляции», — пояснила она. Министр экономического развития Алексей Улюкаев на вопрос журналистов, согласен ли он с этой оценкой, поддержал позицию Юдаевой. «Допустим, согласен, потому что сочетание высокой инфляции и низких темпов экономического роста может быть определено как стагфляция», — сказал он.