Участницы панк-группы Pussy Riot Надежда Толоконникова и Мария Алехина, амнистированные в конце декабря в связи с 20-летием Конституции, заявили, что хотели бы видеть в качестве президента России экс-главу нефтяной компании ЮКОС Михаила Ходорковского. Об этом Толоконникова и Алехина сообщили на пресс-конференции в Москве в пятницу, сообщается на сайте телеканала "Дождь".
Толоконникова отметила, что Ходорковский, который провел в заключении более 10 лет, пережил «гораздо более долгий и жесткий тюремный опыт». По ее словам, они с Алехиной были бы рады сотрудничать с ним, если экс-глава ЮКОСа будет заниматься правозащитной деятельностью.
При этом девушки отметили, что не намерены просить у Ходорковского средства на финансирование своего правозащитного проекта. Как пояснила Толоконникова, деньги нужны для возможности сотрудничества с профессиональными юристами. Предполагается, что финансирование проекта будет осуществляться методом краудфандинга, а за расходованием пожертвований будут следить специально отобранные люди. Девушки сообщили, что не планируют использовать бренд Pussy Riot для привлечения средств, поскольку это не вяжется с идеей группы.
На пресс-конференции стало известно, что правозащитный проект участниц Pussy Riot получил название "Зона права". По словам Толоконниковой, они будут заниматься «продвижением» жалоб заключенных из всех регионов на условиях содержания, труда и насилие или угрозы.
Мария Алехина и Надежда Толоконникова были арестованы в марте 2012 года. В августе того же года их приговорили к двум годам колонии за "панк-молебен" под названием "Богородица, Путина прогони" в храме Христа Спасителя. Были осуждена еще одна участница Pussy Riоt, Екатерина Самуцевич, но в октябре 2012 года суд изменил ей приговор на условный срок. Алехина и Толоконникова вышли из колоний 23 декабря по амнистии к 20-летию Конституции. После освобождения девушки заявили, что планируют заняться правозащитной деятельностью и отстаивать права осужденных.
Михаил Ходорковский был помилован президентом 20 декабря. После освобождения он уехал в Берлин, где заявил, что намерен заниматься общественной деятельностью и вопросами освобождения политзаключенных.