Бывший глава нефтяной компании ЮКОС Михаил Ходорковский, 20 декабря помилованный президентом и вышедший на свободу после 10 лет заключения, во вторник написал обращение к участницам панк-группы Pussy Riot Надежде Толоконниковой и Марии Алехиной, которые в понедельник освободились из колоний по амнистии. Обращение размещено на сайте радиостанции «Эхо Москвы» и на сайте пресс-центра Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.
Ходорковский поздравил участниц Pussy Riot с освобождением, сравнив их заключение с “истязанием, недостойным европейской страны в XXI веке». «Знаю, что последние месяцы стали настоящим Адом для Вас», - написал он. Экс-ЮКОСа отметил, что освобождение политзаключенных делает власть «хотя бы немного гуманнее». Ходорковский отметил, что после тяжелых испытаний тюремного заключения важно не оставить в сердце ненависть и злость.
Президент Владимир Путин 20 декабря помиловал Михаила Ходорковского, который находился в заключении с 2003 года. В тот же день Ходорковский покинул колонию и уехал в Берлин. Там он 22 декабря встретился с журналистами и сообщил, что не планирует возвращаться в бизнес или бороться за власть, а займется общественной деятельностью – в частности, вопросом освобождения политзаключенных, и не только бывших сотрудников ЮКОСа. Позже на пресс-конференции Ходорковский выразил надежду на то, что западные политики, общаясь с президентом России, будут помнить о том, что он — не последний политзаключенный в стране.
Участницы группы Pussy Riot Мария Алехина, Надежда Толоконникова и Екатерина Самуцевич в августе 2012 года были приговорены к двум годам колонии за “панк-молебен” под названием “Богородица, Путина прогони” в храме Христа Спасителя. В октябре Самуцевич вышла на свободу – в отношении нее суд изменил реальный срок на условный. Алехина и Толоконникова были этапированы в колонии, которые покинули 23 декабря по амнистии, объявленной к 20-летию Конституции. После освобождения девушки заявили, что намерены заняться правозащитной деятельностью и отстаивать права осужденных.
Читайте также: Сколько денег у Ходорковского: попытка оценки