НПФ «Газфонд» хочет сохранить статус НКО
Крупнейший в России НПФ «Газфонд» готов пожертвовать пенсионными накоплениями, чтобы сохранить статус некоммерческой организации (НКО) и не раскрывать владельцев, сообщила во вторник газета "Ведомости" со ссылкой на руководителей двух крупных НПФ и источник в правительстве.
По данным собеседников издания, «Газфонд» выступает резко против инициативы обязать НПФ раскрыть мегарегулятору своих бенефициаров. Это предложение содержится в законопроекте о системе гарантирования пенсионных накоплений, которая должна стать аналогом системы страхования вкладов. Документ сейчас разрабатывается.
По словам чиновника правительства, несколько крупнейших кэптивных фондов пригрозили, что если акционирование станет обязательным, то они откажутся от работы с накоплениями и оставят себе только корпоративные пенсионные программы. Другой источник в аппарате правительства отметил, что пока официальных заявлений от НПФ в аппарат не поступало.
Как мера, направленная на усиление контроля НПФ, акционирование вполне оправданно, но «Газфонд» видит «существенный риск подавления социальной функции НПФ в условиях их коммерциализации», говорит вице-президент «Газфонда» Сергей Тимофеев. "И хотя вопрос об отказе от участия в системе обязательного пенсионного страхования не ставился и не рассматривался, тем не менее фонд сделает все возможное для устранения рисков, в случае если они будут распространяться на корпоративную пенсионную систему «Газпрома», — подчеркнул он. В «Газпроме» от комментариев отказались.
"Газфонд» на рынке называют «денежным мешком» «Газпрома». Туда газовая монополия "складирует свои активы — все, что не готова показывать на своем балансе", говорит руководитель крупного НПФ. "Газфонд" обслуживает пенсионные программы «Газпрома». К июлю 2013 года их объем превышал 300 млрд рублей. Средствами «Газфонда» управляет компания «Лидер», совладельцы которой — акционеры банка «Россия» Юрий Ковальчук (№99 в рейтинге 200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes, состояние — $1,1 млрд) и Николай Шамалов. Сын Шамалова Юрий является президентом «Газфонда».
Нынешний статус не позволяет регулятору увидеть, кто фактически контролирует фонд, какие у него риски по операциям со связанными сторонами, чем обеспечены его обязательства. При этом в НПФ сконцентрировано уже свыше 1,5 трлн рублей будущих пенсий россиян.
Читайте также: Мертвый груз: куда уходят пенсионные накопления россиян